Ешьте сами свой желтый рис. Голландия, Бангладеш, Филиппины – где фермеры жгут и вытаптывают ростки XXI века

28/01/2014 - 20:05 (по МСК) Павел Лобков

ГМО как страшилку одним только русским новодельным патриотизмом не объяснить. Видимо, сама мысль о том, что некие убийцы в белых халатах завладели генетическим кодом и играют в бога – крайне болезненная точка современного сознания, в котором прихотливо умещаются айфоны и средневековые ритуалы. 

Даже в либеральнейшей Голландии, где выводят то самое ГМО, выращивание таких растений разрешено только на тестовых полях. И вот иезуитство – фермеры, которые сдают ученым в аренду свои участки, должны публиковать на сайте еврокомиссии полные адреса, имена владельцев и телефоны. А ночью приходят какие‑нибудь хранители радуги с бейсбольными битами. О тяжелом пути прогресса – Екатерина Базанова.

Появлением генетически модифицированных продуктов мир обязан американской компании Monsanto. Именно в ее недрах в 1982 году исследователи впервые трансформировали гены растения, а пятью годами позже приступили к полевым испытаниям. К продукции Monsanto с самого начала относились с недоверием, и совершенно понятно почему.

В первой половине 20 века она занималась в основном фармацевтикой и производством синтетических волокон, а с начала 60-ых активно работала на военную промышленность США. Monsanto была главным поставщиком «Агента Оранж» — яда, которым американская авиация во время войны поливала вьетнамские леса, чтобы уничтожить растительность. Содержавшийся  в «Агенте Оранж» диоксин вызывает заболевания печени, крови, врожденные уродства. Несколько десятков тысяч человек погибли, еще около миллиона стали инвалидами. И компания с таким, мягко говоря, неоднозначным имиджем в 90-ых превратилась в лидера по производству генномодифицированных растений.

В 1996 году в продаже появились семена трансгенной сои, которая сама уничтожает сорняки, и новый, неуязвимый для насекомых хлопок. Так биотехнологии Monsanto начали свой победоносный марш по миру с очень даже благородной миссией: навсегда избавить человечество от голода.

На сегодняшний день в мире девять стран-лидеров по выращиванию генетически  измененных растений. Первое место с большим отрывом от конкурентов занимают Соединенные Штаты, потом идет Бразилия, Аргентина, Индия, Китай, Южная Африка, Пакистан, Израиль и Австралия.

Еще в двух десятках стран, в том числе в России, ГМО разрешено. В Австрии, Венесуэле, Греции, Польше, Швейцарии и в Чили продукты-мутанты объявлены вне закона.

Больше и чаще всего выращивают трансгенную сою, кукурузу, свеклу, хлопок, табак, пшеницу, клубнику, картофель и помидоры. Попытка внедрения еще двух культур в Азии вызывала многотысячные акции протеста. Их можно назвать «баклажанным восстанием» и «рисовым бунтом».

Фото: monsanto.com

В 2010 году индийские власти одобрили закон, который разрешил выращивать в стране генетически модифицированные, неуязвимые для вредителей баклажаны, выведенные местной дочерней компанией Monsanto. При этом надо понимать, что для хронически недоедающей Индии баклажан – это национальный овощ, основной ингредиент местной кухни. Индийские крестьяне подарок от биотехнологов не приняли. Из-за народных волнений на выращивание ГМО-баклажана был наложен бессрочный мораторий.

Та же судьба постигла и обогащенный бета-каротином «золотистый рис». Он должен был спасти Азию от дефицита витамина А, от чего ежегодно умирают до двух миллионов человек и слепнет полмиллиона. В прошлом году «золотой рис» начали сеять на Филиппинах, следующим должен был стать Бангладеш. Однако все пошло не так, когда  разъяренные филиппинские фермеры ворвались на засеянное генетически модифицированным рисом поле и уничтожили посевы.

Другие выпуски