«А теперь жена Полина шьет штаны из цеппелина». Как Маяковский с Малевичем разжигали патриотический угар в 1914 году

31/07/2014 - 20:47 (по МСК) Павел Лобков

Павел Лобков о пропаганде времен Первой мировой войны.

1 августа была первая мировая война. Удивительно своевременно: «Брали русские бригады Галицийские поля, И достались мне в награду Два тяжёлых костыля». В черные дни санкций и грабительских исков Гаагского суда  уроки первой мировой — это не скорбь и исторический анализ, а новый повод для мобилизации и сплочения народных масс. Сразу после начала боевых действий (август 1914 года) журнал «Граммофонный мир» писал: «Родина стонет от тяжестей войны, и граммофонное дело переживает мучительную агонию». А дело в том, что народ хотел пластинок с песнями о войне, а не было патефонных иголок, их выпуск стал стратегической задачей. 

«Поразительная передача и исполнение. Колоссальный успех в тылу и на фронте. Слезы умиления и радости. Только на пластинках Акционерного Общества „Экстрафон “». Вот пример: «Без малейшего изъятья все теперь славяне братья», война — это освобождение от противоречий труда и капитала, богатых и бедных —  дочери императора работают сестрами милосердия, заводчики с легкостью идут на секвестр и снабжают фронт себе в убыток, временно забыты думские скандалы вокруг старца Распутина.

«Вековые притесненья униженья оскорбленья приходилось нам сносить, ах как тяжко было жить. Но теперь уже в оконце светит нам с востока солнце, и зовет нас на борьбу — там  решим свою судьбу» (из песни времен Первой мировой) .

Малевич и Маяковский, два будущих певца революции, днями и ночами рисуют агитплакаты. На них древний богатырь косой косит немца, это, наверное, и есть видение тех дедов что воевали. «Шел австриец  в Радзивилы да попал на бабьи вилы, немец дикий и шершавый разлетался над Варшавой, да казак Данила Дикий продырявил его пикой, а теперь жена Полина шьет штаны из цеппелина». Не о таком ли народном фронте мечтают сейчас, в столетие начала первой мировой, власти не для этого ли устраивают конкурсы на памятники, всяческие праздничные конференции. Чуткая к дуновениям свыше православная церковь устами митрополита Иллариона сегодня  провела параллель между выстрелом Гаврилы Принципа и падением малайзийского «Боинга», и то и другое, по мнению РПЦ, вполне себе «Казус Белли».

«Сегодня стороны противостояния  уже использовали крушение малазийского самолета  на Украине для громких политических заявлений, призывов к расправе и возмездию…Так это было и сто лет  назад, когда поводом к войне стал  выстрел сербского террориста в австро-венгерского наследника престола», — Митрополит Илларион, глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата

Примечательно, что вспоминая о Первой мировой, вспоминают в основном о дедах и победах. И о модной геополитике, о которой сейчас говорят на кухнях и в метро, как в 1914 — в салонах и трамваях. А вовсе не о том, чего стоила эта война, речь не только о жизнях, но и о фактическом прямом налоге на войну в виде добровольно-принудительных ФОТО займов, которым не суждено было вернуться. И об отречении  императора Николая на станции Дно, и о брестском мире, заключенном вовсе не благородными царскими генералами, а комиссаром Григорием Сокольниковым, при этом патриоты любят прибавлять его настоящее имя  Гирш Я́нкелевич Бриллиа́нт, то есть национал-предатель, конечно.

Не время пока все это отмечать, сегодня ж первое августа, аксельбанты и усы топорщатся, мундиры сверкают золотом. А до третьего марта, годовщины Брестского мира, еще полгода, за это время в современной истории может многое случиться, и тогда опять будем искать параллели. 

Также по теме
    Другие выпуски