– Крым наш!, – закричали чумные бациллы. Как чума путешествовала из греков в варяги через Крым

24/03/2014 - 20:11 (по МСК) Екатерина Базанова

В середине VI века Иерсиния пестис – чумная бацилла – нанесла свой первый сокрушительный удар по поздней Римской Империи. На правление Юстиниана первого – 542 год – пришлась первая пандемия, названная Юстиниановой чумой. 

Микроб выкосил 100 миллионов человек – примерно пятую часть тогдашнего населения Земли, по всему Средиземноморью и стал самым мощным геополитическим фактором эпохи. В опустевшую Италию хлынули с севера готские племена, в Переднюю Азию – арабы и персы – Второй Рим никогда не будет первым. А дольше всех чумная палочка кричала «это наша земля» на территории полуострова Крым. Подробнее о скитании чумы по Европе – Екатерина Базанова.

Черная смерть пришла в Европу из Крыма, если быть точными – из Феодосии.

В 1346 году эпидемия чумы началась в генуэзской крепости Кафе, которую в то время осаждали войска Золотой Орды. По воспоминаниям современников, хан Джанибек приказал с помощью катапульт забрасывать в город трупы, умерших от чумы.

До этого эпидемия проделала многолетний путь из пустыни Гоби, опустошив Китай, Индию и золотоордынские города в низовьях Волги и Дона. В Феодосии вечно голодные чумные блохи встретили идеальных жертв - генуэзских купцов. Они буквально через несколько месяцев разнесли черную смерть по всей Европе. Иммунитет ее жителей после резкого похолодания, голода, холеры и оспы, рухнул после первой же атаки. Чума наступала из портовых городов и быстро проникала вглубь континента. Больше всех страдали торговые центры. В Марселе, Венеции, Авиньоне, Генуе умерло больше половины жителей.

Средневековая медицина оказалось абсолютно беспомощной. Вплоть до 19 века верили, что причина болезни – опасные миазмы из глубин земли. О том, что инфекцию разносят крысы и блохи, никто и не подозревал. Уже в 1665 году во время Великой чумы в Лондоне (она убила каждого третьего горожанина) власти, чтобы остановить черную смерть, приказали уничтожить всех бездомных кошек и собак, чем спровоцировали бум рождаемости у мышей и крыс. Аптекари рекомендовали для профилактики порошок рога единорога, амулеты из мышьяка, бренди с опиумом и табак. Практиковалось окуривание серой и страшно болезненное прижигание бубонов.

Мэр Лондона велел построить себе куб из стекла. В нем он провел страшные лето и осень 1665-ого. Из городов бежали все, кто мог убежать: знать, врачи и священники. На улицах стали проявлять лекари в специальных масках и костюмах из вощеной кожи – чумные доктора. У масок были длинные носы, в них засыпали пахучие травы, особенной популярностью пользовался розмарин. После окончания эпидемии многие феодалы с ужасом обнаружили, что обеднели.

Выжившие бедняки по-старому жить не хотели. Дефицит рабочих рук привел к тому, что крестьяне получили возможность выбирать себе хозяев. Платить им приходилось значительно больше, чем раньше. Так черная смерть привела во многих европейских странах, в первую очередь в Англии, к падению крепостного права.

Константинополь в 1347-ом, за век до своего падения, остался почти пустым. Современники писали, что чума унесла с собой чуть ли не 90% его жителей. Арабский Восток потерял больше трети населения. Эпидемия дошла и до Руси, опустошив Глухов, Псков, Новгород, Смоленск, Чернигов и Суздаль. Москву от черной смерти спасла экономическая отсталость и изолированность от внешнего мира.

Чума триумфально войдет в город 400 лет спустя, в 1770-ом. И принесут ее, как и в Средневековье, из Крыма. Полуостров в это время по приказу Екатерины Второй отвоевывают у турок. В ноябре 1770-ого в Лефортово умирает привезенный из Крыма офицер, через полгода чума ежедневно забирает в городе тысячу жизней.

Другие выпуски