Валерий Соловей: "Курбан Байрам - это политическая демонстрация"

Круглый стол
9 ноября 2011
Поддержать программу
Поделиться
Ведущие:
Илья Васюнин

Комментарии

Скрыть
Профессор МГИМО Валерий Соловей и председатель Общероссийского общественного движения "Таджикские трудовые мигранты" Каромат Шарипов обсудили причины роста напряженности между русскими и приезжими.

Соловей: Для того, чтобы выработать политику, надо понять, что является стержнем, что является главной проблемой. Главная проблема сейчас в России – это ущемленное положение русских, это их массовое самоощущение. Это первое. На то есть не только социальные причины, на то есть очень серьезные национальные причины. Русские все более ощутимо испытывают состояние напряженности и даже враждебности со стороны мигрантов. Россия является на втором месте в мире по числу незаконных и законных мигрантов, это одна сторона национальной проблемы. Вторая – это рост напряженности в отношениях между русскими и выходцами северокавказских народов.

Васюнин: Хочется вспомнить марксистскую формулу о том, что эта напряженность между рабочим классом и теми, кто приезжает, выгодна, прежде всего, господствующему классу для того, чтобы отвести внимание от социальных проблем, переключить это внимание на проблемы межэтнические.

Соловей: Знаете, не надо впадать в вульгарный марксизм, это часто используемое объяснение в дешевой конспирологии. Для этого есть очень серьезные причины - для роста этой напряженности, они, в принципе, очевидны. Допустим, Курбан-байрам – это сугубая демонстрация чуждых европейскому городу (Москва – это европейский город) обычаев и варварских традиций. Этому не должно быть места, этому нет места ни в одной европейской столице. Это не религиозный праздник, надо это понимать – это политическая демонстрация. И именно так это воспринимает русское и не только русское население Москвы и русское и не только русское население всей России.

Васюнин: Каромат, это политическая демонстрация, как вы считаете?

Шарипов: Нет, конечно, вы что. Это ошибка. Курбан-байрам, что тот же Рамазан, когда 30 дней люди пост держат, Пасха – 7 недель христиане держат, 42 дня. Это считается праздником для всех – и для россиян, и для христиан, и для мусульман.

Соловей: Это вызов европейскому характеру.

Шарипов: Россия – это евро-азиатское государство. Если мы такие вещи говорим, то тогда надо сначала выйти…

Васюнин: В чем вызов? Давайте детализируем этот вопрос.

Соловей: Вы знаете, когда видят вопиющее поведение, когда перекрываются улицы, когда режут баранов на улице – это варварский совершенно обычай, это недопустимо делать на улицах столицы.

Васюнин: В этот раз, по-моему, не было.

Шарипов: Это все снято.

Соловей: Это совершенно очевидный вызов, причем я могу сказать, что те традиционные группы мусульман, которые давно живут в Москве, в частности, татары, им не находится места в мечети. Они говорят: все это занято эмигрантами.

Шарипов: В этом я абсолютно согласен с нашим оппонентом. На самом деле, сегодня основная масса молящихся – это граждане СНГ. Почему с татарами так? Они и раньше не ходили в мечеть в таком масштабе, потому что они считали, что дома находиться…

Соловей: Их значительно меньше.

Шарипов: Если мы сегодня говорим о тех упреках в адрес мусульман, потому что Курбан-байрам относится к мусульманам, надо сначала переговорить вопросы с Башкирией, Северным Кавказом, это мусульманские направления. С теми же татарами надо обсудить. Это больше 40 млн. Это практически не 2-3%. Сегодня есть эмигранты, завтра их не будете. Вы знаете прекрасно. Создадутся экономические возможности для Таджикистана, трудности уйдут – народ потихоньку будет возвращаться на родину. Сегодня востребована Россия эмигрантами.

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.