«Нюта знает цену своего компромисса»: Виктор Шендерович о том, почему не стоит судить Федермессер за участие в выборах

17/05/2019 - 12:29 (по МСК) Анна Немзер

В 43-м избирательном округе Москвы в Мосгордумы выдвинулись учредитель благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер и юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь, что вызвало немало споров. Виктор Шендерович о том, почему не стоит судить Федермессер за то, что она сотрудничает с режимом, участвуя в этих выборах.

И у нас сейчас на связи Виктор Анатольевич Шендерович, писатель. Константин Эггерт упомянул его в таком контексте: «Представим себе ситуацию, что Шендерович голосует за Анну Федермессер, а я голосую за Любовь Соболь».

Хотелось бы от Виктора Анатольевича лично услышать, как он для себя решает, за кого он будет голосовать, если, например, ему случится голосовать в этом округе. Виктор Анатольевич, здравствуйте!

Шендерович: Да, добрый день, Анна! Дьявольский выбор, об этом уже все говорили, я повторю некоторое количество банальностей, совершенно очевидных и сказанных в прошедшие дни часто. Дьявольский выбор. Да, власть сознательно загоняет, заставляя двух приличных людей с прекрасными целеполаганиями, честных людей бороться друг с другом вместо того, чтобы бороться с властью.

Упреки в адрес Нюты Федермессер совершенно очевидны и многократно сказаны. Смешнее всего то, что она, полагаю, знает это, понимает все это гораздо лучше и предметнее, чем все, кто ей это, как первокласснице, объясняют. Она знает цену своего компромисса гораздо лучше, чем ее критики. Дальше вопрос целеполагания, да, дальше вопрос, где компромисс, где проходит эта черта компромисса. На этот вопрос, как у Высоцкого сказано, мы все ищем правильный ответ и не находим нужного вопроса. Это ложное сталкивание, разумеется. Граница проходит по целеполаганию, граница моего отношения к людям проходит по целеполаганию.

Может ли, должен ли врач в концлагере, я уже писал об этом, лечить больных? В концлагере при фашистском режиме главврач нацистской поликлиники для того, чтобы оказывать помощь людям, лечить больных, должен, допустим, отдавать нацистское приветствие. Он коллаборант? Он должен вести врачебную деятельность в тех условиях, которые ему предлагают. Значит ли это, что не надо бороться с нацистским режимом? Нет, не значит, надо бороться. Значит ли это, что врач должен перестать лечить больных? Нет, не значит, он должен лечить больных.

Дальше каждый сделает свой выбор, да, и совершенно не исключено, что если бы я голосовал, то я голосовал бы за Соболь, кстати говоря.

Я как раз хотела спросить.

Шендерович: Потому что мне не так важно, чтобы Нюта Федермессер победила в этом округе. Она выполнила условия, да, условия администрации этого концлагеря. Она выполнила некоторый ритуал и некоторые условия. Ей должны после этого, не имеют права не дать ей возможность оказывать помощь больным. Вот о чем идет речь.

Голосовал бы я, наверно, за Соболь. А травлю, прессинг, конечно, не травлю, но прессинг психологический в отношении Нюты Федермессер я считаю неправильным. Где проходит граница, определяет каждый сам. Парадокс Бродского никто не отменял: ходишь в булочную, значит, сотрудничаешь с режимом. Мы все граждане этой страны, от гражданства не отказываемся, большинство из нас, да. Платим налоги. Значит, мы сотрудничаем с режимом. Мои налоги идут на войну, на мерзости, на все, что угодно, да, на коррупцию уходят. Тем не менее я их плачу.

Дальше развилка очень простая, детская. Когда-то в детстве я любил спрашивать у отца: «Почему бы всем добрым не объединиться против всех злых?». Да, это было бы идеально. Если бы все объединились, да, можно было бы убрать эту власть и Нюте Федермессер можно было бы лечить, обезболивать больных, не целуя ручку злодеям и не вписываясь в их ряды. Мы не можем пока этого сделать. Мы все, коллективные мы не можем этого сделать.

Предъявлять после этого, раздавать оплеухи Нюте Федермессер за то, что она в создавшейся ситуации продолжает лечить больных, кажется мне безнравственным. Голосовать? Да, голосовать можно и за Соболь, и я бы лично, например, так и сделал, потому что Нюте Федермессер совершенно не важно, буду ли я отдавать за нее голос на выборах. Еще раз сконцентрируемся на том, что нас заставили, ввели в клинч, да, нас заставили мордовать друг друга, Нюту Федермессер и Любу Соболь.

Правильным мне казалось бы, технологически правильным, чтобы они вместе собрались и попробовали разработать некоторый план взаимодействия, не говоря о том, что, судя по тому, что опубликовал Сергей Пархоменко в своем блоге, вообще в этот округ предназначается какая-то тихая собянинская дама, про которую мы даже не вспоминаем. И все это может быть устроено ровно для того, чтобы в очередной раз нас всех опозорить, столкнуть и протолкнуть, обыграть на номенклатурном поле.

*По решению Минюста России Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Другие выпуски