Как 86% переехали жить в телевизор.

В чем секрет и где пределы российской пропаганды
Круглый стол
4 декабря 2015
Поддержать программу
Поделиться
Вы смотрите демо-версию ролика, полная версия доступна только подписчикам
Скидка 16%
4 800 / год
5 760
Попробуй Дождь
480 / месяц
Уже подписчик? Войти Купить подписку

Комментарии

Скрыть

Крымский синдром: почему так эффективна путинская пропаганда? На этот вопрос Сергею Медведеву помогли ответить эксперты в студии: Лев Гудков, директор Левада-Центра, профессор, доктор философских наук, Мария Липман, главный редактор журнала «Контрапункт», писатель Дмитрий Глуховский и редактор отдела культуры журнала «Огонек» Андрей Архангельский.

Медведев: Это «Круглый стол» на телеканале Дождь, и я хочу его начать с воспоминания о прекрасном итальянском писателе-коммунисте, сказочнике Джанни Родари, у которого есть такая сказка, наверное, все ее помните, называется она «Джип в телевизоре». Она про итальянского мальчика по имени Джип, они с братом Флипом смотрят телевизор. И вдруг Джип какой-то неведомой силой оказывается втянут в телевизор и начинает свою жизнь внутри телевизора. И, собственно, всю эту повесть его пытаются оттуда вытащить и, наконец, это удается. И вы знаете, глядя на то, что происходит с нашей страной, с нашим общественным сознанием, мне кажется, что вся наша страна, большая часть России, по крайней мере, 86% ее, а то и все 90%, переехали, подобно мальчику Джипу, жить в телевизор.

И уж точно живет там наша власть, собственно, живет там Кремль — в какой-то совершенно вымышленной реальности, где существуют бандеровцы, где существуют укрофашисты, где существуют ужасные турецкие империалисты, и сейчас еще наши враги в Черногории. И вот эта невероятная сила телевизионной реальности, телевизионной картинки и ее фактически какая-то мистическая власть над населением России — это то, что и заставило нас сегодня, собственно, собраться и поговорить о том, в чем секрет вот этого крымского, посткрымского синдрома общественного сознания, в чем секрет путинской пропаганды.

Собственно, все, так или иначе, к этой теме имеют какое-то отношение. Дмитрий вот антиутопию написал, где тоже люди полностью индоктринированы — «Метро 2035». Маша, кстати, у вас недавно в первом номере журнала «Контрапункт» вышла статья Кирилла Рогова очень интересная — об этом крымском синдроме.

Липман: Да, очень рекомендую всем.

Медведев: Так что всем рекомендую. Вы знаете, я хочу, прежде всего, спросить, Лев Дмитриевич, можно с вас. Вас удивляет вот эта моментальная настраиваемость массового сознания? Как сейчас меня с Турцией больше всего поразило. Ладно, американцы — я понимаю, Америка. Там еще фильмы Балабанова посмотрим, Америка — враг вроде как. Но Турция? Казалось бы, ездили все, летали, никто на турок слова худа не держал. И вдруг в течение дня вот такое происходит переключение массового сознания — и все как, извините, стая собак просто бросаются на Турцию. Как это происходит?

Гудков: Как? Удивляет, как нормального всякого человека, хотя мы давно знаем этот феномен и описывали, «Левада» описывала еще его. Мы имеем дело все-таки со специфической пропагандой в специфическом обществе, не просто репрессивном, а имеющим тенденцию к тоталитаризму, то есть, закрытые системы институтов. Поэтому пропаганда очень интересная в этом смысле, как механизм. Она переключает регистры существования спокойного, повседневного, где одни проблемы, и уровень обсуждения — это масштаб человеческого взгляда. Там заботят людей цены, коррупция, преступления.

Медведев: То есть, повседневные?

Гудков: Обычность, я бы сказал это. Там важен масштаб и характер набора проблем самих. И первое лицо, обращаясь к публике, говорит: «Я такой же, как вы. Я из такой же подворотни» и прочее. И пропаганда берет и переключает регистр, переводя все события в символический план.

Полный текст доступен только нашим подписчикам
Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.