Туры теперь заранее не покупают. Куда все едут на Новый год: мнения экспертов

19/11/2014 - 20:06 (по МСК) Михаил Козырев

Михаил Козырев в своем авторском шоу обсуждил изменения на туристическом рынке вместе с экспертами - Дмитрием Гориным, вице-президентом Ассоциации туроператоров России, Александром Сизинцевым, генеральным директором Biletix.ru и Ириной Тюриной, пресс-секретарем Российского союза туриндустрии.

Козырев: Дмитрий, что происходит с новогодними поездками? В каком месте мы сейчас находимся, люди отменяют планы, подтверждают планы или есть какие-то фундаментальные изменения в их планах?

Горин: Мы находимся в ожидании, в том числе, потому что, к сожалению, можно констатировать выжидательные настроения и отсутствие большой глубины продаж. Если раньше мы могли спланировать Новый год за два месяца, то сейчас мы планируем в более позднем периоде, и наши клиенты определяются за 2-3 недели до поездки. Конечно, мы живем в валютных курсах, потому что цены в валюте не менялись, но меняется курс. Увы, это цифры, которые дают повышение стоимости в рублях на 25% в среднем. Ну и третье – это констатация спроса по очень многим направлениям. Мы, как туроператоры, корректируем свои программы и во избежание перепроизводства и демпинга не представляем ту емкость, которую представляли раньше на туристический рынок.

Козырев: Александр, такое же ли у вас ощущение от того, что происходит?

Сизинцев: Да, я полностью присоединяюсь к Дмитрию и хотел бы сказать, что в последнее время мы наблюдаем, что глубина продаж как для авиакомпаний, которые являются основными перевозчиками наших туристов, так и для туроператоров существенно уменьшилась. Мало того, что туроператоры говорят о 50% и более сокращения бронирования, так еще и глубина продаж существенно упала.

Козырев: Александр, извините, я вас перебью. Вы мне, как первокласснику, объясните термин «глубина продаж».

Сизинцев: Глубина продаж – это за какое время человек покупает свой отпуск. В условиях неопределенности наши люди не покупают заранее. Максимум, на что они готовы сейчас раскошелиться, это отдых на Новый год. И есть такое предположение, что они готовились к этому заранее, поэтому отложили себе и сейчас эти деньги тратят. Если мы вернемся к январю, к февралю, то сейчас чрезвычайно меньше бронирований, которые мы наблюдали в прошлом году. И это опасная тенденция, это тяжело прогнозируемый поток как для туроператоров, так и для авиакомпаний.

Козырев: Ирина, ваше видение картины?

Тюрина: Картина кислая. У нас рынке, действительно, снижение спроса достигает 30-50% в зависимости от направления.

Козырев: То есть получается, что только половина людей, которые планировали куда-то поехать, решились на данный момент куда-то отправиться, а половина решает не ехать вообще?

Тюрина: Да, в лучшем случае половина. В первую очередь, просела Европа, это связано с высоким курсом евро, чуть лучше спрос на азиатские направления и вообще долларовые. Единственное направление, куда перевозки пока поставлены больше, чем было в это же время в прошлом году, - это Египет. Он восстанавливается в спросе, потому что это близкое, теплое и доступное по деньгам направление, для зимы это идеально. Пока перевозок довольно много, это не факт, что они сохранятся, потому что все равно спрос, хоть Египет и лидирует, все равно он ниже.

Козырев: Это вообще какая-то феноменальная любовь, которую россияне проявляют к этой стране. Как я понимаю, удар по спросу был нанесен, когда в стране были волнения, а сейчас он оказывается фактически единственным направлением, на котором ухудшения стабильности никак не влияет. Россияне упорно стремятся в Египет и с удовольствием там отдыхают. Получается, что так. Чем это обусловлено, по-вашему, почему именно туда влечет – то, что рядом, что теплое море?

Тюрина: Это безвизовое направление. У нас ведь главный турпоток, процентов 80%, он пляжный. Египет – это безвизовое направление, оно близкое достаточно по расстоянию, оно теплое, оно доступное по деньгам. Россияне стараются детей вывезти зимой к теплому морю. За все время беспорядков в Египте ни на одном курорте ни с одним туристом ничего не случилось. Соответственно, этот фактор страха отсутствует. Поэтому сейчас время Египта, как дальше будут развиваться события – сложно сказать.

Козырев: Вы сейчас четко выделили, что есть так называемое долларовое направление и евро направление. Вы можете пояснить, что обозначается одним термином и другим?

Тюрина: Это, по-моему, очевидно. Европа – это евро, есть некоторые не европейские страны, где расчет идет в евро, но, в основном, это Европа. А все остальное – Азия, Латинская Америка, Турция, Египет, там цены в долларах. Доллар, конечно, тоже вырос, но не так мучительно, как евро. Совершенно очевидно мы чувствуем по спросу, что народ больше склоняется к долларовым направлениям. Считается, что это дешевле.

Козырев: А фунты стерлингов как на туризм влияют?

Тюрина: Фунты стерлингов влияют, но это одна страна и не зимнее направление.

Козырев: Дмитрий, то, что происходило с туристическими компаниями в этом году, эта целая серия таких шумных банкротств – как это повлияло на туристические планы россиян на эти новогодние праздники?

Горин: Они были очень шумные, но надо констатировать, что это менее 1% рынка. Это, конечно, имиджевые большие потери для туристической отрасли. Не добавило это, естественно, продаж. Более того, так как эти события были на протяжении летнего сезона, очень многие туристы заняли позицию выжидательную, а кто-то стал самостоятельно бронировать путешествия. Но в любом случае более 70% предпочтений – это все-таки бронирование туристического пакета через оператора, туристическое агентство. Даже сейчас, в такое непростое время, возможность получить туристическую путевку, в которой будет чартерный билет, гарантия в отеле, позволяет тоже в какой-то степени сэкономить. Но, увы, это тоже повлияло на снижение спроса, и именно в период банкротств мы видели реальный спад продаж еще вне зависимости от курса рубля.

Козырев: У меня в руках список этих компаний, которые летом 2014 года вышли из бизнеса. Тут компания, которая один год на рынке, молодая компания всего одна, а все какие-то прямо мэтры – по 15, по 17, по 20 лет присутствуют на рынке. В чем главный подвох был, почему они все рухнули? Ведь тогда же не скакал еще евро так, как начал скакать осенью?

Горин: Курсовые изменения начались на самом деле в феврале. Это тоже повлияло. Не надо забывать все равно геополитическую ситуацию. Увы, санкции есть, их ничто не отменяет. В-третьих, рынок был перегрет предложениями, а спрос уже стал падать, поэтому у ряда компаний, которые честно работали многие годы, мы столкнулись с ситуацией, когда операторы Санкт-Петербурга вынуждены были покинуть рынок и не справились с экономикой, с управлением своего предприятия. Увы, на падающем рынке, еще когда был демпинг, когда цены пакетов были ниже себестоимости перелета, привели к большему кассовому разрыву туроператоров, и этот кассовый разрыв очень сильно стал расти этим летом. Были факты, когда недобросовестные учредители. Мы помним ситуацию с владельцами компании «Лабиринт», которых сейчас разыскивают следственные органы, это был случай, когда люди набирали оборот и потом не исполнили свои обязательства. К сожалению, не все получили полное страховое покрытие.

Но сейчас мы все живем в преддверии изменения законодательства, и мы надеемся, что определенные меры, в том числе, увы, зачистка рынка, она происходила не только в России, но и в других странах, тоже приведет к стабилизации туристической отрасли.

Козырев: Дмитрий, если я вас правильно понял, из трех факторов, которые могут привести к обрушению туристической компании и выходу из бизнеса, как-то: во-первых, объективные изменения окружающей экономической ситуации, второе – это просто плохой бизнес-менеджмент, неправильное планирование, слабое управление, и третье – это просто откровенные жулики. Жуликов были минимум, а в основном это, скорее, неправильное планирование, да?

Горин: Да, потому что компании не смогли скорректировать свои полетные планы, ведь чартерный рейс летит при любой загрузке, и гарантии в отелях у операторов есть. Увы, когда заполняемость ухудшилась, пошли большие проблемы. И те процессы, которые сейчас происходят, когда крупнейшие российские операторы заявляют о сокращении своего предложения на рынок на 50%, это как раз тоже возможность ограничить объем туристических путевок, что приведет к большей стабилизации, потому что работать в минус ни одна сфера экономики не может.

Козырев: Александр, эта разница между людьми, которые решают отказаться от услуг туроператоров и бронируют билеты и отели сами, это свидетельствует о чем – о потере доверия к туристической индустрии или о приобретении россиянами в большей степени самостоятельности в планировании и в принятии решений, может быть, большему доверию к таким сервисам, которые предлагают забронировать заранее квартиру или номер в отеле или купить себе билет таким образом? О чем это говорит?

Сизинцев: Эта тенденция существует на рынке уже не первый год. Люди все больше и больше доверяют себе самим и пытаются сами планировать путешествия, используя разного рода онлайн-сервисы, например, такой, как наш. Они реально сейчас понимают, что в ряде случае, когда они летят в Европу, это какая-то экскурсионка либо они не хотят быть привязанными к группе, им гораздо выгоднее и удобнее ехать в одиночку. Плюс да, они стали гораздо самостоятельнее.

При этом у нас давно идет большая дискуссия в отрасли по поводу того, изживет ли самостоятельный туризм туроператорский продукт или нет. И, надо отдать должное, что на ряде направлений удобнее и комфортнее пользоваться тем, что дают туроператоры, потому что они получают более интересные цены как на перевозку, так и на гостиницу. Плюс ко всему не всегда бывает удобно добраться самостоятельному путешественнику. Возьмите любые греческие острова. Для того, чтобы сделать это самостоятельно, нужно перелететь с посадками в Афинах, это как минимум неудобно. Когда у тебя прямой чартер какого-то из туроператора, тебя берут в аэропорту и доставляют на место. Поэтому грамотные люди изучают, смотрят, как лучше, воспользоваться тем пакетом, который дает им туроператор, или самостоятельно планировать путешествие. Это тенденция, которая связана с самостоятельными путешествиями, которая идет помимо того, о чем мы говорили до этого.

Надо сказать, что этот кризис людей воодушевил больше на самостоятельные путешествия, и доверие к туроператорам немножко подорвано. Очень часто слышишь вопрос к нам как, к профессионалам отрасли: «Ну что, у этого оператора можно брать или нельзя? Потому что мы боимся». В данном случае и мы тоже не всегда можем сказать достоверно, а можно или нельзя, потому что есть взаимное недоверие между разного рода игроками на этом рынке. Это очень сильно напрягает и нас, в том числе.

Козырев: Еще один аспект, который я хотел затронуть. Я сегодня просматривал статистику и материалы, в том числе, интервью наших сегодняшних уважаемых экспертов. Дмитрий говорил о том, что расчет туроператоров вывезти за границу до конца 2014 года был порядка 18 миллионов человек, а сейчас прогнозы сократились уже до 10-11, это почти в два раза. Фундаментальное, очень сильное снижение. Может быть, вы, давая такой низкий объем, перестраховываетесь, Дмитрий, берете наихудший сценарий возможный или действительно пока надежды нет, что эта цифра вырастет?

Горин: Сценарий пока таков, при этом это статистика выездного туризма. Если посмотреть на то, что у нас происходит внутри России, мы точно можем сказать, что идет рост предложений и спроса по России. Многие туроператоры многопрофильные, в том числе они занимаются активно не только Турцией и Египтом, они крайне активно осваивают сейчас направление Краснодарского края.

Козырев: Извините, я вас перебью. Я хотел бы во второй части отдельно поговорить об отечественно туризме. Ирина, как, по-вашему, проанализировать это резкое падение? Например, 4 миллиона человек, я цитирую Дмитрия, это работники силовых структур и менеджеры тех компаний, которые попали в санкционные списки. Действительно ли это настолько сильно влияет на то, что существенно меньшее количество россиян в этом году поедут куда бы то ни было за пределы страны? Насколько объективна эта оценка?

Тюрина: Дело в том, что когда появились эти разговоры о запрете силовикам и тому подобным работникам разных органов выезжать за границу, мы получили экспертную цифру, что таковых 4 миллиона. Это, конечно, не значит, что все 4 миллиона собирались ехать за границу и не поехали. Но их оказалось реально очень много. И туроператоры узнали об этом, о том, что клиенты – силовики, тогда, когда клиенты пришли и сказали: «Мы вынуждены аннулировать тур, потому что нам запретили уезжать за границу». Их много, мы сначала недооценили эту ситуацию.

И потом, существует негласный запрет или гласный, во всяком случае, официально не подтверждается, на выезд сотрудников госкомпаний и госструктур отдыхать за рубежом. Рекомендации не отдыхать за рубежом. Мы еще забыли о том, что с начала года, когда пошли санкционные разговоры, разговоры только еще, россияне приняли на свой счет это и решили, что не будут выдавать визы, что консульства европейские не будут выдавать виз россиянам, хотя консульства выдают чудесно совершенно визы и больше, чем прежде, многократные. Но россияне затормозились в поездках, потому что поняли так, что визы им выдавать не будут. Это тоже очень серьезный момент.

Козырев: То есть это получился такой психологический фактор, который в реальности оказался ничем не подкреплен, они просто испугались, что теперь нас нигде не ждут, и государственные учреждения нам будут отказывать во въезде в страны?

Тюрина: Совершенно верно. И в этот период мы все время были вынуждены отвечать на два противоположных вопроса. Россияне у нас спрашивали, а можно ли подавать документы на визу, будут ли выдавать визы консульства, а консульства и национальный туристический офис европейских стран говорили: «Мы выдаем визы, приходите. Подавайте документы». То есть была такая встречная непонятка. Это довольно сильно повлияло на спрос отрицательно. Да, в реальности этот кусок рынка, который либо под запретом, либо под негласными рекомендациями не ехать за рубеж, он тоже оказал свое влияние на спрос. 

Фото: © Саид Царнаев / РИА Новости 

Другие выпуски