Михаил Ефремов о выходке фанатов «Зенита»: «В толпе человека ничего не останавливает, она увлекает его за собой»

14/05/2014 - 23:40 (по МСК) Михаил Козырев

Михаил Козырев обсудил с Игорем Компанийцем, Максимом Лейкиным, Михаилом Ефремовым и телезрителями «Дождя» ситуацию с футбольными фанатами в России и в мире. 

Козырев: Мы в студии собрались для того, чтобы обсудить сегодняшние санкции против клуба «Зенит» и то, что произошло на стадионе «Петровском», когда выбежавший на поле фанат ударил Владимира Граната. 
Ефремов: Как сказали мне сегодня, поскольку я нахожусь в Петербурге, по прозвищу Гулливер.
Козырев: Да. Скажи мне, бывали ли на твоей памяти подобные беспредельные действия фанатов на стадионах?
Ефремов: Я вспоминаю только Отара Кушанашвили на Чемпионате Европы. Его быстро скрутили, вывели, и он был один.
Козырев: Останавливает ли тебя хождение на стадион опасность того, что можно попасть в подобный замес?
Ефремов: Честно сказать, я в молодости, когда начинал болеть за «Спартак», я ходил на стадион Черкизово, в принципе, ходил в фанатах. Милиции было гораздо больше, была конная милиция. Я смотрел этот матч, я не понял, я же хожу на футбол, в «Лужники» я ходил, в Черкизово, там милиции много. Или это только для «Спартака» много милиции? 
А для «Зенита» и «Динамо», тем более у них были до этого какие-то конфликты, во вратаря «Динамо» попали зажигалкой. И что же там не было никого?
Козырев: Там были некие стюарды, которыми клуб гордится, что можно обойтись без полиции или ОМОНа на стадионе, они могут сдержать толпу. Как я понимаю, все то, что я видел и прочитал, это была организованная вещь. Когда разочарование от игры достигло предела, некий человек дал команду, они вышли за ворота, построились, а потом просто, прорываясь через этих стюардов, выбежали на стадион. Скажи, пожалуйста, коль ты был в числе фанатствующих людей, я понимаю, что я сейчас могу ошибаться в терминах, в чем там мотивация? Она, в первую очередь, в любви к родному клубу или чтобы навалять противнику?
Ефремов: Конечно, хулиганская мотивация. Когда хулиганишь, тебя уже мало что останавливает, а в толпе тем более мало что останавливает, а наоборот, увлекает за собой. Я не понимаю, если это спланировано, то это какие-то уроды спланировали. 
Козырев: Максим может сейчас возразить. Максим Лейкин у нас сейчас в студии. 
Лейкин: Мое сугубо личное мнение, как болельщика. Это абсолютно не было спланировано. Получилось прорваться – прорвались. Было бы спланировано, зачем бежать на поле и по одному вылавливать игроков «Динамо»? Рванули бы в фанатский сектор гостевой и там бы разнесли всех, если бы это было спланировано. А это просто выскочили, по инерции полетели, кого первым увидели, того и ударили. 
Ефремов: Может быть. Я, кстати, думаю так. Я не думаю, что это спланировано. Это что успели спланировать, когда четвертый гол пропустили?
Козырев: Я сейчас приведу цитату. Когда сегодня было заседание контрольно-дисциплинарной комиссии, на нем был лидер фан-движения петербургского клуба «Citrus Ultras», который сказал: «Один нам показал неприличный жест, другой что-то сказал, когда мы стояли около ворот. Ребята не сдержались, вот возникла такая ситуация». То есть из серии того, что нас начали провоцировать.
Ефремов: Это из серии того, что сейчас очень модно на все обижаться. Всех обиженных, оскорбленных, всех сейчас прощают. Всех, кого ни оскорбишь, все правы. Вот ребята, наверное, на это и надеются. 
Козырев: Что делать с этим? Каким образом сделать так, чтобы влюбленные в футбол люди могли спокойно прийти на стадион, привести туда своих детей?
Ефремов: Об этом говорилось не раз, Миша. Английские команды не были допущены до Еврокубков в течение пяти или трех лет. И в Англии это искоренили, в Англии ходят, они рядом сидят. Есть опыт того, как этим заниматься, большой футбольной державы, родины футбола. Можно просто смотреть, что они сделали. Это было в середине 80-х. Сделать то же самое.
РИА Новости/Кирилл Каллиников
Другие выпуски