Леонид Радзиховский: если люди недовольны жизнью, их внимание нужно переключать либо на внешних врагов, либо на внутренних

26/02/2014 - 21:39 (по МСК) Михаил Козырев

Михаил Козырев обсуждает с журналистом Леонидом Радзиховским и политтехнологом Олегом Матвейчевым последний опрос Левада-центра об ухудшении отношения россиян к другим странам.

Козырев: Тенденции, которые сегодня выявил Левада-центр и опубликовал. Число симпатизирующих Украине россиян сократилось на 12% по сравнению с прошлым годом. Точно такая же тенденция наблюдается к числу, испытывающих симпатию к США, к Евросоюзу. Единственная страна, по отношению к которой симпатия возрастает, это Белоруссия. Как вы могли бы прокомментировать такие тенденции в обществе?

Радзиховский: А что тут комментировать? 100%-ный результат промывания мозгов, который идет по всем каналам, особенно безумно на РТР, но и другие, в общем, не отстают. Кругом враги, мы окружены врагами. Все, что делается в мире, это заговор, имеющий целью уничтожение России, захват, разложение, чтобы проржавели наши скрепы, чтобы сгнили наши духовные основы. Это специальное нагнетание, паранойя в обществе, которая идет то сильнее, то слабее, пятиминутки ненависти. Все это абсолютно банально, тысячу раз описано, начиная с гениальных писателей типа Оруэлла и кончая самыми обычными журналистами.

Козырев: Я думаю, что и вы, и я хорошо помним риторику 1970-80-х годов. Каждый раз, когда я обнаруживаю ту же самую риторику сегодня на национальных каналах и в различных изданиях, я каждый раз стараюсь себя ущипнуть, верил ли я, что это на моей памяти еще раз вернется. Но в отношении Украины, казалось бы, степень приязни к ней оставалась достаточно стабильной на протяжении всего последнего десятилетия. И вдруг сейчас резко снизилось на знаковую цифру – больше 10%. Это результат тех же пропагандистских усилий, или действительно люди начинают серьезно испытывать какую-то неприятия по отношению к тому, что творится в нашей соседней стране?

Радзиховский: Откуда люди знают, что творится, где бы то ни было? Очень редко – личный опыт. Чуть чаще, но тоже редко – контакты со знакомыми. 90% источников информации – это или телевизор, или интернет. Идея о том, что интернет – это реально независимое и объективное СМИ, источник информации – это чушь. В интернете столько же помойки, сколько везде. Кроме того, в интернете 10 тысяч сайтов, а на телеканале всегда концентрируется огромное число людей – три-четыре федеральных телеканала. Так что это 100% активное промывание мозгов.

Козырев: Каждый же сам себе подбирает в интернете, что читать. Огромное число непосредственных участников событий на Украине, и моих собственных приятелей, и людей, которых я не знаю, постоянно звонят в колокола и говорят: «Дорогие россияне, пожалуйста, не слушайте то, что несется с государственных пропагандистских телеканалов. Мы вам расскажем, как на самом деле происходят эти вещи». Есть возможность у нас сегодня услышать свидетельства очевидцев, увидеть какие-то фрагменты.  Я в данном случае никаких оценок по поводу происходящего сейчас не могу выносить, не имею на это права. Я стараюсь быть крайне аккуратным в каких бы то ни было оценках. Тем более, не выношу никаких советов. Но источники-то информации есть. Что же они не выправляют этот крен, который наметился в усилении негативного отношения к Украине, как вы думаете?

Радзиховский: Вы правильно сказали: при желании можно найти. Так желание-то разное бывает. Во-первых, подавляющее большинство людей совершенно не склонны тратить свое время и силы на то, чтобы сравнивать разные точки зрения, искать какие-то другие сайты. У них своих забот хватает. Они в интернете смотрят то, что касается их бизнеса, музыки или еще чего-то. Меньше всего интересуются политикой. По телевизорам объяснили, что на Украине орудует банда госдеповских шпионов, педерастов, изменников, уголовников, фашистов, бандитов. Зачем от добра добро искать? Во-вторых, если вы ищете сайты, которые вас интересуют, вы найдете разные сайты. Одни люди пишут о том, что на Украине движение общества против коррумпированного режима, а другие пишут то самое, что говорят по телевизору, только еще  матом-перематом, потому что по телевизору пока прямо материться запрещают. Ваше право выбирать тот источник, который вам ближе и интереснее. Вот они выбирают те сайты, которые соответствуют их исходной точке зрения. Люди ведь ищут, как правило, подтверждения того, что они и так думают. Вот и находят.

Козырев: Объясните мне, как первокласснику, а зачем нужно такую картину в государственных СМИ рисовать по поводу событий в Украине? В чем смысл?

Радзиховский: Это, по-моему, совсем очевидно. Извините, я понимаю, что это риторический прием, вы это понимаете ничуть не хуже меня. Это нужно, во-первых, чтобы всегда нагнетать ненависть к внешним врагам, потому что если люди недовольны своей жизнью, то  недовольство надо переключать. Переключать или на врагов внутренних, или на врагов внешних. Пока, слава Богу, враги народа у нас не троцкистско-бухаревские выродки, а всего лишь внешние: Госдеп, мировой заговор против России. Это первое. А второе – дело заключается в том, что, естественно, наш политический режим, который во многом очень похож на политический режим, который был на Украине, боится (кстати, абсолютно зря боится, потому что режим-то похож, а общество совершенно непохоже), старается соломки подстелить, боится сравнений, боится того, что украинская зараза, украинская революционная чума перекинется через границу и будет в России. Поэтому надо заранее объяснить, что движение на Украине – это не движение общества против коррумпированных чиновников, а это «платные агенты Госдепа, русофобы-фашисты-бандиты», и если «вы хотите иметь платных агентов Госдепа, русофобов-бандитов-фашистов, то поддерживайте их». А если «русофобы-бандиты-фашисты-гомосексуалисты-агенты Госдепа вам не нравятся, то тогда сплачивайтесь вокруг родной власти, которая вас от русофобов-бандитов-фашистов защищает».

Козырев: Я наблюдаю за теми переменами, которые произошли, например, с моими бывшими коллегами, с которыми я работал вместе на «Серебряном дожде», с Александром Гордоном, с Владимиром Соловьевым, которые сейчас ведут крупные разговорные шоу по национальным каналам. Я помню еще те тексты, которые сейчас наверняка они бы не рискнули повторить в эфире канала. Они были сильно другими людьми. И я хочу понять, так как я с ними давно не общался. Когда я наблюдаю за тем, что они произносят с экрана, хочется попасть туда, за кулисы, отвести их в сторонку и спросить: «Вы реально верите в то, что вы сейчас говорите?» Время сменится, власть сменится, и нужно будет как-то объяснять, почему вы это говорили, почему вы изо дня в день формировали у целой страны это чудовищное ощущение, что враг у ворот. Как вы думаете, они искренне это делают, или у них заготовлено какое-то объяснение на этот случай?

Радзиховский: Нет, Михаил, это еще более первокласснический вопрос, более риторический. Вы прекрасно знаете, сколько эти люди получают. Так что вопрос бессмысленный. Это функция гонораров, это всем известно, никакой проблемы тут нет. Объяснять им никогда ничего не придется, и вы это тоже прекрасно знаете.

Козырев: А детям, внукам может быть?

Радзиховский: Дети, внуки будут интересоваться, какие у детей и внуков квартиры, где дети и внуки живут, учатся. А потом они скажут: «Да, такое было время». Да  и вообще, о чем разговор? Кто когда из каких бы то ни было журналистов, советских, антисоветских, перед кем-то в чем бы то ни было объяснялся? В крайнем случае, поржут и скажут: «Ребята, развели лохов позорных. Публика – быдло, скоты, что этим быдло и скотам надо? Ничего не надо. Мне деньги нужны, а они быдло и скоты. Чего я буду с ними церемониться?»

Также по теме
    Другие выпуски