Иван Колпаков о будущем «Ленты.ру»: не уверен, что сегодня кто-то успел написать заявление, но завтра, я полагаю, стопка будет толстой

12/03/2014 - 21:05 (по МСК) Михаил Козырев, Михаил Зыгарь

Главный редактор Дождя Михаил Зыгарь про увольнение главного редактора Lenta.ru Галины Тимченко, про фигуру ее преемника – Алексея Гореславского и том, как отреагировал рынок СМИ на это назначение. Также Иван Колпаков, начальник отдела специальных корреспондентов Lenta.ru, рассказал, поменяется ли редакционная политика и почему «планомерно зачищаются» независимые СМИ в России.

Козырев: На сайте опубликовано обращение «Дорогим читателям от дорогой редакции». Наш портал Slon.ru уже сделал на него ссылку с комментарием о том, что редакция уходит вслед за Галиной Тимченко. Правда это или нет?

Колпаков: Разумеется, каждый будет решать сам за себя, сегодня многие редакторы, многие журналисты сказали о том, что они собираются написать заявление. Понятно, что объявление было непредвидимым, тут началась полная анархия, поэтому не уверен, что кто-то сегодня успел написать заявление. Но полагаю, что завтра стопка будет довольно толстой. Понятно, что это не все люди, подписавшие письмо, обязаны немедленно уволиться. Скорее, мы просто попытались сообщить нашим читателям о том, что с нашим изданием кое-что происходит. Важно, чтобы они об этом знали.

Козырев: Иван, вы же встречались сегодня с новым назначенцем, да?

Колпаков: Да, конечно.

Козырев: Какое впечатление он произвел и что он говорил?

Колпаков: Честно говоря, пересказать это довольно трудно, потому что Алексей утверждает, что для него это было неожиданностью, что никаких специальных задач перед ним не ставилось пока, и что ему предстоит разобраться. Он заявил о том, что, по его мнению, редакционная политика в Lenta.ru должна сохраниться в полном объеме. Но вы же понимаете, что коллектив ему не очень верит.

Козырев: Как вы узнали об этой операции преемника? Вам Галина сама сказала, или она не появлялась сегодня на работе? Как вы узнали об этом, кто сказал?

Колпаков: Нет, она сегодня была с утра на работе. Это был совершенно обычный день в штатном режиме. Но в какой-то момент – в 16 часов, наверное, Галя собрала всю редакцию у себя в кабинете и объявила о том, что ей заявлено, что она больше не главный редактор. Перед этим она встречалась с Мамутом. Мы все узнали в один момент, примерно минут за 10 до того, как об это узнали читатели.

Козырев: Это письмо, которое вы написали, в котором вы дали вашим читателями знать, что у вас происходит, вы написали до встречи с новым руководителем или после?

Колпаков: Письмо было написано до встречи с новым руководителем. В общем, понятно, что встреча не могла что-либо прояснить в этой ситуации, потому что ничего прояснять не нужно, очевидно, что происходит, слишком очевидно, поэтому письмо было готово уже до встречи. Решение о том, что письмо выходит, конечно, принимала не Галя, потому что она уже отстраненный главный редактор, а редакционный коллектив.

Козырев: Тогда скажите, как вы видите ситуацию? Вы говорите, что  очевидно, что происходит. Что продиктовало подобное решение и что вам предстоит в будущем?

Колпаков: Я полагаю, во-первых, что это крайне агрессивное и довольно явное давление на редакцию, потому что вместо независимого главного редактора нам ставят человека, который когда-то возглавлял интернет-газету «Взгляд», известную своей близостью к Кремлю, и никогда этой близости не скрывавшая. Пиар-агентство Алексея Гореславского, которым он владеет, так же выполняло работы для разных провластных структур. И Алексей не просто мне не кажется редактором, не кажется журналистом, мне кажется, что он человек крайне вредный для издания. То есть он выполнял в последние годы такую работу, которая характеризует его как человека крайне враждебного для журналистского сообщества любого. Понятно, что это назначение уже является фактом давления на редакцию. Об этом в письме, конечно, написано. В целом, в более широком контексте, конечно, мы видим, как планомерно зачищают крупные и не очень крупные независимые издания, зачищается вся поляна. Очень быстро, планомерно, связано это и с какими-то внешнеполитическими событиями и с внутриполитическими событиями. Видимо, им больше не нужны СМИ совсем, им нужна машина пропаганды. К сожалению, это так. Это все звучит банально, конечно.

Козырев: Это не банально звучит. Это адекватная оценка ситуации, мне кажется.

Колпаков: Честно говоря, у меня нет никаких грандиозных соображений прямо сейчас, я, в общем, могу просто согласиться с грустными и печальными словами, произнесенными нашими многими читателями и нашими коллегами, ну да, кажется, мы были последним  крупным независимым изданием. Мне кажется, что Lenta.ru в том виде, в котором она была до сегодняшнего дня, больше не будет.

Другие выпуски