10 фактов о рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда», о которых вы никогда не слышали.

А также воспоминания Андрея Макаревича и Владимира Матецкого
Козырев Online
27 октября 2015
Поддержать программу
Поделиться
Часть 1 (23:30)
Часть 2 (16:24)
Ведущие:
Михаил Козырев
Теги:
Музыка

Комментарии

Скрыть

Сегодня исполняется ровно 45 лет рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда». По этому поводу Михаил Козырев собрал 10 фактов о легендарной постановке, которые вы вряд ли когда-либо слышали, и поговорил с музыкантом Андреем Макаревичем и композитором Владимиром Матецким

1. Вдохновение автор текста Тим Райс почерпнул из песни Боба Дилана With God on our side: «В тёмный час я думал вот о чём: Иисус Христос был предан поцелуем. Но ты должен решить сам для себя: был ли Бог на стороне Иуды Искариота».

2. До этого авторы планировали написать мюзикл о царе Давиде. Там была строчка «Samuel, Samuel, this is the first book of Samuel». Она превратилась в строчку «Jesus Christ, Jesus Christ, who are you?  What have you sacrificed?». 

3. Многие мелодии в «Иисус Христос — суперзвезда» были написаны еще до работы над рок-оперой и имели совершенно другие тексты. Например, будущая ария Ирода посылалась на конкурс «Евровидение» со следующим текстом:

«Try it and see,

Won't you try it with me?

I'll be happy all my life

If only you would be my wife»

 

«Попробуй это и посмотри,

Хочешь попробовать это со мной?

Я буду счастлив на всю жизнь,

Если только ты будешь моей женой»

Тим Райс смеялся позже, что песня не выиграла конкурс, так как «не была достаточно тупой».

4. Первоначально мюзикл должен был называться просто «Jesus Christ». Но чего-то не хватало.  Как-то утром Тим Райс увидел в газете заголовок «Том Джонс — мировая суперзвезда». Так в названии появилось третье слово.

5. Когда была готова только одна песня из рок-оперы, в газетах появились заголовки «Джон Леннон сыграет Христа». Пресс-служба Леннона заявила, что это произойдёт только в том случае, если Йоко Оно сыграет Марию Магдалену.  Авторы были так напуганы самой идеей иметь дело со скандальной суперзвездой Ленноном, что категорически опровергли все эти инсинуации. Вскоре шумиха улеглась.

6. Гавайскую певицу Ивонну Эллиман Эндрю Ллойд Веббер обнаружил в ресторане. Она там играла под гитару. Она решила, что юноша просто пьян. Но на следующий день он привёл Тима Райса, и всё сложилось. У Ивонны был выбор: получить за работу фиксированную сумму или процент с продаж. От второй возможности её отговорила подруга: «Ну, кто будет покупать эту ерунду?». В результате певица недополучила большие деньги: в Америке альбом мгновенно возглавил списки самых продаваемых. Лишь спустя много лет певица отсудила себе приличный гонорар.

В отличие от остальных, она сыграла Марию Магдалину не только в бродвейском мюзикле, но и в фильме Нормана Джуисона по этой опере.

7. Премьеру мюзикла сделали в Нью-Йорке в лютеранской церкви Святого Петра. Народу было немного — половина церкви.  Потом постепенно подтянулись зрители и зал заполнился. После постановки разразилась овация, и стало понятно, что это триумф.

8. Иэн Гиллан тоже мог сыграть в кино, но сам отказался.

Из воспоминаний солиста Deep Purple, диалог с режиссёром фильма Норманом Джуисоном: 

— Так все-таки сколько мне будут платить?

— Я же только что Вам ответил, что 1000 долларов в неделю.

— Вы имеете в виду, что мне предложено 10 тысяч долларов за главную роль в фильме, — сказал я после паузы, — а в это время мои друзья будут сидеть, бездельничая несколько месяцев?

— О чем Вы говорите? — спросил он в замешательстве.

 

Ну, тут я все и выложил:

— Мистер Джуисон, группа, с которой я выступаю, может заработать 20 тысяч долларов за один вечер — вот о чем я говорю!

 

Он был просто шокирован.  В итоге, когда он прямо спросил, сколько я хочу получить, я ответил, что даже и не подумаю подняться с постели за сумму, меньше, чем в 250 тысяч долларов... Вскоре я уже шел к машине, а потом направился в паб, где до меня окончательно дошло, что я никогда не стану звездой экрана.

9. Съёмки фильма проводились Норманом Джуисоном в Израиле, основная часть актёров была из труппы «Волосы».  Поэтому все пили и курили практически круглые сутки. Авторы — интеллигентные лондонские мальчики — так от этого всего обалдели, что посетили культурные достопримечательности земли обетованной и уехали домой. До сих пор они неохотно отзываются о фильме.

10. Энрю Ллойд Веббер настаивал, что в опере должна быть сцена воскрешения Иисуса, а Тим Райс считал, что всё должно окончиться трагично. В итоге воскрешение не вошло.

Опера заканчивается инструментальной композицией, озаглавленной «John 19:41», то есть «Евангелие от Иоанна, глава 19, стих 41». Стих этот звучит так:

«На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен».

Тим Райс: «Лично я не считаю Иисуса богом.  В опере его божественность не опровергается категорически, и этот вопрос остаётся открытым».

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.