«Матрица» и «Секс в большом городе» 20 лет спустя: почему Голливуд боится рисковать и снимает сиквелы проверенных картин

21/12/2021 - 19:35 (по МСК) Екатерина Котрикадзе

В новогодние праздники у многих из нас появится время, наконец, лечь на диван и отдохнуть. Неизменно возникнет вопрос: «а что посмотреть?». В последнее время все чаще появляются фильмы и сериалы в формате «20 лет спустя». Выходит спецвыпуск «Гарри Поттера» — возвращение в Хогвартс. Или новый сезон «Секса в большом городе». Очень спорно: кому-то это кажется трогательным и актуальным. Кому-то — пошлым, неестественным и глупым.

Не скрою, я отношусь ко второй группе. И дело не в том, что героини постарели, а в том, что сценаристы подкачали, и вся жизнь остроумных, очень живых и веселых героинь превратилась в какой-то поток невообразимых в реальной жизни, скучных и предсказуемых сцен. А «Матрица»? Что будет с ней? Страшно представить. Киану Ривз — герой подростковых грез миллионов — возвращается в образе супер-героя в годах. Тонкий лед.

Нет, возможно, это сделано талантливо, но, в целом, крепнет подозрение, что многочисленные попытки продюсеров заработать на былом успехе часто обречены. Что умерло, умереть не может, — сказано в одном гениальном сериале, который всем фанатам, разумеется, хотелось бы растянуть хоть чуть-чуть, но, вероятно, это было бы ошибкой. Поговорили об этом с режиссером, продюсером и писательницей Стэйси Маннари:

Здравствуйте, Стэйси. Что вы думаете о сиквелах чего-то великого и прекрасного, что мы смотрели многие годы назад, а теперь нам предлагают посмотреть это снова, и для одних такой опыт оборачивается полнейшим разочарованием, а для других — восторгом? Что скажете?

Люди хотят видеть продолжение историй, которые им нравятся. Я думаю, насколько позволяет бизнес по производству теле- и кинофильмов, мы делаем сиквелы — потому что это помогает привлечь аудиторию. Но полагаю, в общем и целом, чаще всего они не соответствуют оригиналу, потому что однажды мы уже полюбили этих героев, они затянули нас в путешествие, и это приключение было завершено. Мы хотим большего — но это «большее» никогда не бывает так же хорошо, как первый опыт. Это как первая любовь. Первая встреча. Я думаю, сиквелам очень сложно соответствовать тому возбуждению, которое мы испытали, когда впервые встретили этого героя и этот сюжет, который мы полюбили. 

Согласна. Например, лично для меня так случилось с сериалом «…И просто так», продолжением «Секса в большом городе». И дело вовсе не в том, что героини постарели. Возможно, химия пропала? Вы смотрели этот сериал? Каково ваше профессиональное мнение о нем?

Конечно, конечно. Знаете, я думаю, очень здорово представлять персонажей, которые стареют. Это фантастика. Особенно, когда мы сами стареем. Но полагаю, что проблема — особенно в случае с «Сексом в большом городе» — заключается в следующем: вы пытаетесь вернуть то, что было произведением своего времени. Вы следили за этими женщинами в определенный период их жизни, и это создает определенного типа историю: незамужние женщины, которые находятся в поисках любви, строят карьеру… Мы в определенной точке в нашем развитии. А потом мы пытаемся это вернуть, когда мы уже на другом жизненном этапе. Понимаете? Сейчас я мыслю и действую не так, как в 20 лет. И вы не можете вернуть то же шоу в другом раунде игры. Кроме того, думаю, сложность с чем-то вроде «Секса в большом городе» в том, что у вас очень большие ожидания от сериала. И как вы сказали, прелесть рассказывания истории отчасти заключается в том, что авторы дарят оригинальный сюжет аудитории. Вы влюбляетесь в Кэрри Брэдшоу, вы влюбляетесь в ее историю, и когда история заканчивается, то вы становитесь рассказчиком. Вы становитесь сосудом, в котором продолжает развиваться ее история. Вы воображаете, какой была бы ее жизнь. Вы воображаете, какими бы были ее друзья. И реальность сиквела, показанная на экране, никогда не совпадает с тем, как это видели вы. Поэтому подобные эксперименты со свистом проваливаются на огромном количестве разных уровней.

Кроме того, складывается впечатление (возможно, ошибочное), что тут проблема не в актерах — они-то те же самые, что и 20 лет назад — а в сценаристе и режиссере. Как считаете, есть ли там ошибки?

Безусловно. Безусловно. Я думаю… Знаете, если честно, я думаю, многим из этих сиквелов не хватает фантазии и готовности идти на риск — и на телевидении, и в кино. Если вы посмотрите на 70-е — тогда выходило столько разных фильмов, рассказывали столько разных историй. Как производителям фильмов нам часто говорят: все истории уже рассказали. Но нет, это не так, не все истории рассказаны! В мире есть еще столько историй, которые никогда не попадали на экран! А мы пытаемся повторить те моменты, которые помогли нам заработать денег или привлечь аудиторию, считая такой подход безопасным. Но это не вытягивает нас как рассказчиков, как актеров. Это просто попытка перевести в денежный эквивалент что-то, что в прошлом уже доказало свою популярность и качество. Просто пора поставить точку. Звездный час прошел. 

Сиквелы набирают популярность именно в последнее время. Почему же все бросились снимать продолжения? Что происходит?  

Не знаю, возможно, это связано с ковидом, с тем, что нам всем пришлось засесть по домам, и мы вернулись к историям, которые нам нравятся. Или же сценаристы и продюсеры сели и подумали: «Хм, а что приносило деньги раньше? Давайте повторим». Сейчас, с ковидом, риски возрастают, потому что на съемках принимается столько мер предосторожности. Голливуд хочет быть уверен, что выпускает продукт, способный вернуть вложенные средства.

Стэйси, еще кое-что. Я пока не смотрела, но посмотрю обязательно. «Матрица». Новая «Матрица». Вы знаете, я была влюблена в Киану Ривза, когда мне было 15. И, как я полагаю, не я одна. Что вы думаете про новую «Матрицу», герой которой постарел? Она может сработать?

Я думаю, что на самом деле актрисам мы предъявляем гораздо более высокие требования, чем актерам. Мы скорее примем, что Киану Ривз вернулся к своему персонажу, чем что Сара Джессика Паркер вернулась к своему. 

К сожалению, это так. 

Я думаю, проблема, в частности в американском обществе, в том, что мы, как правило, фокусируемся на чем-то поверхностном. Мы, как правило, запираем людей в коробочках, по которым сами же их разложили. Кэрри Брэдшоу всегда должно быть 35. Все нормально, если Киану Ривз, если Нео постареет. Но Керри Брэдшоу… Опять же, это возвращает нас к тому, о чем я уже говорила: есть история, которая разворачивалась в свое время, и мы отказываемся видеть… Мы пытаемся перенести ее в другую эпоху. Но сопротивляемся, потому что Кэрри Брэдшоу должна быть молодой, это же «Секс в большом городе»! А «Секс в большом городе» в 60 не играет такими же красками, как в 35. Вместе с тем, общество определенно не склонно наблюдать за тем, как стареют женщины. Мужчины, как предполагается, стареют как-то с достоинством, а женщины — нет. И я очень рада, что сейчас в Голливуде есть очень талантливые женщины (первая, кто приходит на ум, — Робин Райт), которые создают прекрасные, прекрасные новые истории для женщин, которые не про секс в 22 года. Понимаете? Я думаю, для Голливуда есть надежда, потому что женщины как бы занимают позицию и становятся более самостоятельными. Это очень захватывающий момент.

Другие выпуски