Самые странные игры: как «похищение» Тимановской и скандалы с российскими спортсменами превратили Олимпиаду в битву идеологий

03/08/2021 - 19:50 (по МСК) Екатерина Котрикадзе

Белорусская бегунья Кристина Тимановская подала документы на получение политического убежища в Польше. 1 августа Тимановскую попытались вывезти из Токио после критики руководства олимпийской сборной Беларуси. Спортсменка обратилась в японскую полицию и записала видеообращение к МОК, в котором попросила о помощи, и ей помогли. История спасения одной белорусской спортсменки — триллер со счастливым концом. Но повезло одному человеку, а сколько еще людей прямо сейчас терпят унижения Александра Лукашенко — страшно сказать. Олимпиада в Токио еще раз подчеркнула очевидные границы между добром и злом и определила главные этические вопросы эпохи Me Too. В одном месте и в одно время сконцентрировалась,  кажется, вся общественно-политическая повестка современности. В Токио вскипают и выплескиваются на жителей Земли вопросы, на которые у миллионов нет ответа. 

Вот в женской тяжелой атлетике выступает трансгендер. Это нормально и правильно или это нечестно? Вот женская сборная по спортивной гимнастике из ФРГ надевает вместо купальников закрытые комбинезоны. «Мы здесь не ради демонстрации бёдер, а ради спорта». Что они себе позволяют? Как же традиции? — говорят одни. А другие вздыхают с облегчением: «наконец-то!» Четырехкратная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Симона Байлз в самый разгар соревнований заявляет об отказе от участия в играх. Она прямо объясняет свое решение психологическими проблемами — с этим вызовом важнее справиться прямо сейчас. Важнее, чем Олимпийские медали, — считает Байлз. Кто-то из фанатов возмущен и требуют отложить личные неприятности в сторону, когда на кону честь страны. Другие понимают и поддерживают: спортсмены — не роботы, раньше их выгорание было принято тщательно скрывать, и, скажем прямо, игнорировать. Пришло время для прямого разговора о цене побед, которую платят атлеты. 

Вот директор церемонии открытия Игр Кентаро Кобаяси за день до старта соревнований уволен из-за шутки о Холокосте 23-летней давности. «Безобразие», «бесчинство культуры отмены», «коллективный Запад теряет берега» (подобные комментарии можно встретить в российской прессе — у нас тут вообще отношение к переменам критическое, никаких неожиданностей). Ну пошутил человек, ну глупо. Разве это должно стоить ему карьеры? Примерно в том же духе оценивается увольнение композитора церемонии Кейго Оямады, который когда-то признавался, что издевался над одноклассниками и нисколько не жалеет об этом. Откровения композитора всплыли теперь, и всё, на выход. Справедливо? 

Глобальный спор о трендах, морали, новой этике сгустился на фоне пандемии коронавируса. Мало того, что летом 2021 года мы наблюдаем за Олимпиадой «Токио-2020», так еще и игры проходят без зрителей. У спортсменов отзывают аккредитации за нарушение карантинных ограничений и попытки повеселиться в экзотической стране (как это произошло с атлетами из Грузии), да и участники с положительным тестом на коронавирус, лишенные возможности осуществить мечту - новая реальность. По Олимпиаде в Токио через много лет историки будут судить о той точке, в которой мир оказался в 2021-м. В частности, вспомнят о том, что в центре Европы был такой диктатор — Александр Лукашенко, который брал в заложники собственных граждан и заставлял их публично рассказывать о его — Лукашенко — стальных яйцах.

Япония — страна цивилизованная, там демократия и верховенство закона. Поэтому спортсменка Кристина Тимановская спаслась — ее, критиковавшую белорусский олимпийский комитет, пытались вывезти из страны на родину, но ей удалось быстро сориентироваться и создать громкую политическую историю, привлечь внимание. В аэропорту Токио ей помогли волонтеры и полиция. Теперь Тимановская просит политического убежища в Польше, и Польша ей это убежище обязательно предоставит. 

«Когда она сказала, что решила не возвращаться, было принято решение как можно скорее покинуть страну, чтобы не было давления на нее через меня», — сказал Арсений Зданевич, муж Тимановской.

Олимпиада в Токио запомнится и особым статусом атлетов из России и особым отношением к ним. В наказание за допинг на соревнованиях прошлых лет наша сборная выступает без гимна и флага, без национальной символики. Спортсмены в так называемом нейтральном статусе, после побед слушают Первый концерт Чайковского. Интересно, кто посоветовал российскому Олимпийскому комитету именно эту бессмертную композицию? Сборную в Токио обозначают аббревиатурой ROC — Russian Olympic committee. Неприятно, конечно, но в Москве не унывают и бодро продвигают флешмоб, запущенный генпродюсером МАТЧ-ТВ Тиной Канделаки.

Это тот редкий случай, когда российские чиновники и официальные лица не акцентируют внимание на антироссийском заговоре. Ну то есть как. В самый разгар скандала с допингом говорились разные слова — и о воинствующей русофобии, и о ненависти Запада к России и ее великим спортивным победам. Но потом все как-то приутихли, признали наличие проблемы, и вот уже министр спорта демонстрирует деятельное участие в работе Фонда для искоренения допинга. Дескать, ошибки учтены, повторять не будем. Но осадок как всегда остается. Например, в виде несправедливых намеков в адрес чистых спортсменов со стороны их менее успешных конкурентов.

Так было в случае с американским пловцом Мёрфи, уступившим россиянину Рылову и сказавшим что-то невнятное про гонку, в которой «не всё чисто». В итоге, правда, дело кончилось миром, Мёрфи уточнил, что его неправильно поняли. А вот в истории с теннисистом Даниилом Медведевым примирения не случилось. Скандал разгорелся на пресс-конференции по итогам одного из матчей. Корреспондент из Чили спросил у Медведва, несут ли российские атлеты клеймо мошенников. Медведев возмутился не на шутку.

Возмутилась и российская делегация, которая ни много ни мало призвала оргкомитет Олимпиады отреагировать на инцидент. Никто никого конечно не выгнал — право журналистов задавать вопросы пока еще не отменяли (по крайней мере, на Олимпийских играх в Японии). Ну, а мы нашли того самого корреспондента чилийского издания Себастьяна Варелу Намиаса. И спросили его не только о ситуации с Медведевым, но и об отношении к российским атлетам на играх в Токио.

Напряженность в воздухе — именно так многие присутствующие на Олимпиаде описывают атмосферу на токийских играх. На самом деле, праздник спорта никогда не был просто спортом, и политика примешивалась всегда. Но в этот раз игры не ограничились привычными спорами между представителями стран-конкурентов или политических врагов. В этот раз Олимпиада оказалась не только соревнованием атлетов, но и соревнованием разных подходов к жизни, разных идеологий и убеждений. Может показаться, что победу одерживает новая, либеральная модель. Но думаю, ничего еще не закончилось.

Фото: SERGEY DOLZHENKO / EPA

 

Также по теме
    Другие выпуски