Нежелательные. По какому принципу Москва выбирает себе врагов

06/07/2021 - 20:09 (по МСК) Екатерина Котрикадзе

21 июня Генпрокуратура России признала деятельность американской образовательной организации Бард-колледж нежелательной. Вуз участвовал в создании факультета свободных искусств и наук СПбГУ, возглавляемый председателем Счетной палаты России Алексеем Кудриным. 30 июня Генпрокуратура признала нежелательными деятельность трех британских неправительственных организаций и одной французской, которые связывают с Михаилом Ходорковским. Екатерина Котрикадзе в своей авторской колонке разбирается, почему эти и другие учреждения попадают в разряд «нежелательных», под какие санкции они попадают и причем здесь выборы в Госдуму. 

Как мыслит российская власть? Мне кажется, примерно так: чтобы жить хорошо, нужно определить врагов и бороться с ними. Если врагов нет (или если источник наших бед — сейчас будет крамола — мы сами), то врагов нужно выдумать. И бороться с ними. А чтобы наша борьба была великой и убедительной в глазах широких народных масс, то и враг должен быть достаточно мощный: скажем, США. 

В мае 2021 года в России был создан перечень недружественных стран. В нем — Америка, а также Чешская республика — видимо, в список внесена вторая страна просто для того, чтобы не оставлять США в гордом одиночестве. Не забываем, что страны ЕС — прежде всего восточноевропейские государства — считаются у нас русофобствующими марионетками Вашингтона. От них ничего не зависит, но исключать их попадания в перечень недружественных я бы не стала — мало ли поводов.

Какие меры принимаются против недружественных стран? Их посольствам и консульствам могут запретить нанимать на работу граждан России — так уже случилось с диппредставительствами Штатов. Пострадали, как водится, граждане России — те, кого уволили, и те, кому из-за нехватки рук в консульских службах не выдадут американскую визу. 

Помимо недружественных стран есть еще нежелательные организации, которые — сюрприз — в большинстве своем американские.

Слова «недружественный», «нежелательный» — они, согласитесь, не выглядят грозно. Можно было бы подумать, что нежелательная — значит видеть такую структуру в России не хотелось бы, но ладно, не запрещать же! И это впечатление обманчивое, как и множество формулировок наших законотворцев — откуда они у них только берутся! По факту нежелательная организация (а речь идет об НКО и НПО — некоммерческих и неправительственных организациях) — то же, что и запрещенная, поскольку «представляет угрозу основам конституционного строя и безопасности Российской Федерации».

На днях такой статус был присвоен очередным структурам Михаила Ходорковского. Генпрокуратура признала нежелательной деятельность трех британских и одной французской неправительственной организации: Future of Russia Foundation (Фонд «Будущее России»), Великобритания; Khodorkovsky Foundation («Фонд Ходорковского»), Великобритания; Oxford Russia Fund («Оксфордский российский фонд»), Великобритания и European Choice («Европейский выбор»), Франция. Заявленное направление деятельности всех четырех НПО — образование. 

Пара слов о том, как работает это признание нежелательным. Решение принимается Генеральным прокурором или его заместителями по согласованию с Министерством иностранных дел. На Министерство юстиции возложено ведение перечня таких организаций.

Каковы критерии «отбора»? Непонятно, внятного ответа нет. Равно как и суда. То есть объявление той или иной структуры нежелательной не требует судебных разбирательств. А требует политического решения.

Что происходит с теми, кто объявлен нежелательными? Их безналичные денежные средства и имущество в России блокируются, закрываются отделения и филиалы, запрещается распространение информационных материалов, в том числе через СМИ. Вводится запрет на осуществление программ или проектов нежелательной организации и ограничение на въезд в Россию лиц, участвующих в ее деятельности, а также на право ими учреждать российские некоммерческие, общественные и религиозные организации. 

Закон этот работает с 2015 года, но сейчас приобрел новую жизнь. Впереди выборы, всех потенциальных конкурентов необходимо срочно запретить, объявив агентами США (или Ходорковского). Не далее как 16 июня Государственная дума приняла в окончательном чтении законопроект об уголовной ответственности за участие в работе «нежелательных» НПО. 

Теперь участие в работе таких структур повлечет штраф до полумиллиона рублей или лишение свободы на срок до четырех лет. До пяти лет — если вы собирали или переводили деньги нежелательной организации. А самое суровое наказание грозит за организацию деятельности нежелательной НПО — вплоть до срока от двух до шести лет.

Фото на превью: Софья Сандурская /Агентство «Москва»

Также по теме
    Другие выпуски