Коррупция на ДОЖДЕ: кто из министров не послушался Рогозина?

06/06/2013 - 20:44 (по МСК) Иван Ниненко

Иван Ниненко рассказал о том, как в правительстве борются с коррупционерами.

Борьба с коррупцией – это не только аресты взяточников и громкие разоблачения, это ещё и целая система превентивных мер. Сегодня на простом примере я расскажу вам, как эти меры у нас пытаются внедрить и что из этого получается.

Пока Медведев занимал роль президента у нас приняли много всяких прекрасных превентивных мер, которые должны были помочь бороться с коррупцией. Среди них есть и независимая антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов, и создание специальных комиссий во всех госорганах и, моя любимая, публикация сведений о доходах и имуществе должностных лиц.

Вот только каждое ведомство информацию о своей антикоррупционной деятельности  публикует, как хочет. В итоге очень часто никто не может найти ни проекты приказов, чтобы провести антикоррупционную экспертизу, ни сведений об имуществе, чтобы сравнить их с доходами.

В одной из наших передач мы рассказывали, как нам не удалось найти декларации депутатов в десятке регионов России. Но мы не только в эфире жалуемся, мы ещё и в прокуратуру пишем. Иногда это даже приносит результаты.

Ямальская прокуратура провела проверку размещения на официальном портале сведений о доходах депутатов заксобрания ЯНАО после обращения общественной организации «Центр антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International». В адрес председателя законодательного собрания региона Сергея Харючи было направлено прокурорское представление об исправлении выявленных нарушений.

И вот, чтобы навести порядок со всеми этими данными хотя бы на федеральном уровне, Министерство Труда России утвердило единые требования для всех федеральных органов исполнительной власти.

«Во исполнение подпункта «л» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. № 297, Минтрудом России подготовлены единые требования к размещению и наполнению подразделов официальных сайтов федеральных государственных органов, посвященных вопросам противодействия коррупции».

В рамках этих требований на первых страницах всех сайтах федеральных органов исполнительной власти должны были появиться ссылки на раздел посвященный противодействию коррупции. В этом разделе должны были быть: антикоррупционные правила самого ведомства, нормативно правовые акты для антикоррупционной экспертизы, сведения о доходах и имуществе, информация о деятельности антикоррупционной комиссии ведомства и даже форма обратной связи для сообщения о коррупции.

Самый суровый зампредседателя Правительства – Дмитрий Рогозин - даже издал специальное поручение: «В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д. Рогозина от 18 октября 2012 г. № РД-П17-6185 федеральным государственным органам необходимо до 1 апреля 2013 года привести подразделы официальных сайтов, посвященных противодействию коррупции, в соответствии с обозначенными едиными требованиями».

Мы подождали пару месяцев и решили проверить, слушаются ли наши федеральные ведомства Дмитрия Рогозина или это очередное поручение по борьбе с коррупцией, которое никто не спешит выполнять.

Федеральные органы исполнительной власти у нас бывают трёх типов – министерства, агентства и службы.

Оказалось, что лучше всего поручения Рогозина исполнили министерства – все они создали соответствующие разделы. Правда, некоторые министерства сделали пустые разделы для галочки. Особенно отличилось Министерство Коммуникации и Связи, у которых на соответствующей странице можно найти лишь информацию о действующих антикоррупционных приказах и проекта приказов для антикоррупционной экспертизы.

Никаких намёков на деятельность антикоррупционной комиссии, никакой формы сообщения о коррупции, а тем более, никаких сведений о доходах на сайте Минкомсвязи нет. Видимо, министр Никифоров считает, что его ведомство само способно решить, что именно должно быть на сайте и вице-премьер Рогозин ему не указ.

Среди федеральных служб особо отличился Ространснадзор. Раздел «антикоррупция» на этом сайте состоит из списка законов и приказов. Но если присмотреться внимательнее – в правом верхнем углу можно найти и сведения о доходах и имуществе. Да и сам раздел найти не очень просто – ссылку на первой странице сделать забыли.

Ну и, конечно, есть у нас ряд секретных служб, которые не особо обратили внимание на приказ Рогозина. Например, Служба Внешней Разведки имеет на своём сайте лишь приказы и форму обратной связи, а информацию о профильной комиссии или сведения о доходах опубликовать забыли. Или это Рогозин забыл в своём приказе упомянуть, что он не распространяется на эту службу.

И, последнее – агентства. Там тоже приказ Рогозина читали не очень внимательно, на каждом сайте чего-то не хватает. Но вот особенно выделилось Федеральное агентство железнодорожного транспорта – Росжелдор. В разделе «О противодействии коррупции» они опубликовали текст Федерального закона о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам, но саму информацию о доходах и имуществе публиковать не стали.

И что же получается? Принимаются федеральные антикоррупционные законы, утверждаются единые стандарты, вице-премьеры пишут поручения и устанавливаются сроки их исполнения. А потом половина исполнителей делает вид, что это всё их не касается. Но если антикоррупционные меры воспринимаются не как приказы, обязательные к исполнению, а всего лишь пожелание на будущее, то это уже не борьба с коррупцией, а всего лишь бурная имитация деятельности в этой сфере.

*По решению Минюста России Автономная некоммерческая организация «Центр антикоррупционных исследований и инициатив „Трансперенси Интернешнл-Р“» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Другие выпуски