«Такие эпизоды формируют характер нации»: Олег Кашин о том, какую пользу принесет недопуск сборной России на Олимпиаду

09/12/2017 - 00:56 (по МСК)

Олег Кашин поговорил о том, что в недопуске сборной России на Олимпиаду можно найти неожиданные плюсы, и о том, какое поколение станет бенефициарами спортивной катастрофы, постигшей Россию.

Событие недели — фактический отказ Международного олимпийского комитета от участия российской сборной в зимней Олимпиаде 2018 года в корейском Пхенчхане. Допинговый скандал привел к тому, что российские спортсмены, причем далеко не все, смогут поехать на эти игры в частном порядке под нейтральным флагом.

Люди моего возраста должны помнить Олимпийские игры 1992 года в Альбервилле и Барселоне, когда бывшая советская сборная тоже выступала под белым флагом олимпийского движения. Сейчас многие вспоминают об этом в том ключе, что ведь тогда ничего страшного и обидного не было — не будет и теперь. Но за двадцать пять лет уже почти полностью стерся контекст. Сборная под олимпийским флагом — тогда ее в газетах и по телевидению называли сборной СНГ, и это была часть большого, совсем не только спортивного тренда, большой манипуляции — вот об этом у нас как раз не принято вспоминать, но вообще-то это очень важно. Почему Россия так безболезненно и спокойно пережила распад Советского Союза? Потому что вся тогдашняя пропаганда вела себя так, как будто никакого распада нет, и СНГ — это просто новое название нашей страны, ничего принципиально не изменилось. Сборная СНГ выступала под олимпийским флагом, но все ее считали именно сборной СНГ, то есть сборной нашей страны под новым именем, ну а что у страны нет флага — тогда это никого не смущало, тогда к таким вещам относились проще.

Теперь же олимпийский флаг и нейтральная форма производят совсем другое впечатление. Я не хочу вторгаться на территорию спортивных комментаторов, в этой роли я буду совсем неубедителен, но это же и не о спорте история. Я бы сказал, что главное в этом сюжете — именно наше его восприятие, и когда я читаю статьи разных умных людей, доказывающих, что Россия наказана заслуженно, я готов даже поверить таким людям, но почему-то хочу пережить этот эпизод не с ними, а с теми людьми, которые приготовились размахивать во время Олимпиады российскими флагами у своих телевизоров и пить пиво «за наших». Может быть, это такое наивное народничество, но вот его я точно не боюсь. Люблю вспоминать, как 8 августа 2008 года я узнал о войне России и Грузии — это было в аэропорту Челябинска, я ждал рейса на Москву и смотрел телевизор. И вот я, читатель либеральной прессы, смотрю телевизор, и глаза лезут на лоб: российские танки идут по Рокскому тоннелю, война. Так не бывает, я же знаю, что Россия никогда не решится на такое, не станет ссориться с Западом, у власти в России бизнесмены, а не империалисты. А вокруг меня много людей, по которым почему-то сразу видно, что они не читатели либеральной прессы, и картина мира у них другая, и они смотрят телевизор спокойно — ну да, танки, ну да, война, а как же иначе?

Этот эпизод помог мне в феврале 2014 года, когда я, совсем не великий предсказатель, написал, что Россия, конечно, введет войска в Крым — делая этот прогноз, я как раз ориентировался на зазор между либеральной и народной картинами мира, и на то, что народная очень часто оказывается точнее. В колонке об Олимпиаде я написал, что недопуск нашей сборной на нее станет общенациональным потрясением, многие мои читатели мне возражают и пишут, что им все равно — я понимаю, что вам все равно, но решать будете не вы. Моя народная колонка на олимпийскую тему — на сайте Republic.

Лишение российских спортсменов на пхенчханской Олимпиаде права на национальную сборную с флагом и гимном – событие не только спортивное или политическое, но экзистенциальное, затрагивающее самые основы национального бытия. В свое время в ходу был термин «удар в спину» применительно к туркам, которые сбили российский самолет, здесь можно говорить об ударе в сердце, и это звучит чуть двусмысленнее, чем про спину, потому что неясно, что именно произошло – ножевое ранение или инфаркт (если эту метафору делать совсем мрачной, то нужно сказать, что точный ответ даст только вскрытие). Обе версии одинаково соблазнительны – либо коллективный Запад в рамках того же сюжета, в котором собраны санкции за Крым и Донбасс и американский скандал с хакерами, указывает России на ее новое место в миропорядке, либо некомпетентные проходимцы во власти, ответственные за спортивные дела, пользуясь предоставленным им карт-бланшем, заигрались и привели российский спорт к катастрофе. Поскольку одна версия не исключает другую, рано или поздно они соединятся в одну. Сегодня и МОК, и Владимир Путин одинаково рискуют, что унижения в Лозанне им не простят.

Кто именно не простит – конкретных фамилий, имен и отчеств пока нет, но это и не важно; когда Ирина Роднина плакала на пьедестале в Лейк-Плэсиде, она тоже не знала, кто именно из сотен миллионов телезрителей через тридцать лет сделает ее депутатом Госдумы. Сейчас у власти болельщики из семидесятых. Когда-нибудь их сменят болельщики из десятых, то есть вне зависимости от политических взглядов и ценностей люди, пережившие 5 декабря 2017 года общенациональное потрясение с недопуском на Олимпиаду. Такие эпизоды формируют характер нации на десятилетия вперед. Понятно, что ни Мутко с Родченковым, ни функционеры МОК ни о чем таком не думали, но именно они сейчас сделали нас такими, какими мы будем лет через двадцать.

Другие выпуски