Политтехнолог Кадыров: отвечает ли теперь Путин на звонки главы Чечни

Колонка Олега Кашина
08/09/2017 - 11:14 (по МСК)

По итогам своей мьянманской эпопеи Рамзан Кадыров заявил, что его неправильно поняли, и это именно так — его ведь действительно поняли неправильно, причем одинаково неправы и те, кто делал выводы о «политическом исламе», заявившем о себе как о новой силе, и те, кто пытался выяснить, что на самом деле происходит в Мьянме (как будто это имеет какое-то значение), и те, кто увидел в этом внешнеполитическом демарше очертания потенциального конфликта Грозного с Москвой и даже лично Кадырова лично с Путиным.

 

Российская политическая практика давно должна была бы приучить всех наблюдателей, что никаких точек невозврата на самом деле в ней нет, и самое востребованное политическое умение уже много лет состоит в способности изобретать такие политические кризисы, которые производят самое сильное впечатление, но не закачиваются вообще ничем. Есть такая шутка про книгу «Никак», в которой можно найти ответы на вопросы типа «Как научиться высыпаться, если ложишься поздно, а встаешь рано». Вот в книге «Никак» регулярно появляются новые главы — «Как изменится Россия после Болотной», «Как изменится Россия после войны в Донбассе», «Как изменится Россия после убийства Немцова» и так далее. Все ответы — в книге «Никак».

Конечно, ни о каком «политическом исламе» не может быть и речи. Несанкционированный митинг мусульман перед посольством Мьянмы производит впечатление, но все же это митинг не мусульман, а прежде всего сторонников Рамзана Кадырова, вышедших на улицу если не по его прямому призыву, то с его подачи. Есть ли у Кадырова внешнеполитические амбиции? Наверняка, но было бы странно, если бы их не было — внешнеполитические амбиции в России сегодня есть у всех, внешняя политика — это поощряемое сверху всенародное хобби, у нас уже четвертый год ею подменяют вообще любую политику, и если у последнего таксиста есть своя концепция многополярного мира, было бы странно, если бы ее не было у Рамзана Кадырова — он ведь тоже россиянин, и говорит на том же языке, на котором сейчас в России говорят все. Многих смутила его фраза, что при некоторых условиях он готов пойти против России — мы давно о чем-то таком догадывались, и в этом смысле он не сказал ничего нового, а что действительно интересно — то, как быстро и горячо он принялся опровергать эту свою фразу, сваливая все на, как всегда, перевравших его слова журналистов, включая журналистов НТВ, которых Кадыров даже упрекнул в погоне за дешевыми сенсациями.

Что же тогда остается во всем этом сюжете? Почти ничего. Просто Кадыров в очередной раз продемонстрировал всем, кому интересно, что он умеет мобилизовывать своих подданных по какому угодно поводу и вторгаться в федеральную медийную повестку. То есть Кадыров выступает как политтехнолог, рекламирующий свои возможности потенциальным заказчикам. За полгода до президентских выборов такая политтехнологическая активность вполне объяснима. Региональный лидер выходит на рынок предвыборных услуг, цена договорная, но вряд ли неподъемная для Кремля. Это могут быть деньги, это могут быть активы, это могут быть должности, особенно силовые — в общем, все, чем обычно и платят за предвыборные услуги. И то, что сейчас Кадырову потребовалось так шумно себя рекламировать, свидетельствует прежде всего о каких-то его опасениях — может быть, он не уверен, что новое начальство администрации президента относится к нему всерьез, может быть, Путин опять не отвечает на его звонки и не соглашается его принять, может быть, общее оживление политической обстановки или даже ожидание оживления заставляет его нервничать. В любом случае перед нами — попытка разговора Кадырова с Москвой, и это разговор совсем не с позиции силы, как многим нравится думать. Здесь как раз бросается в глаза явная нехватка силы, когда каждый спорный шаг приходится сопровождать заклинаниями о пехотинце Путина, брать свои слова обратно, сохраняя при этом максимально героическое выражение лица. Не стоит выделять Кадырова в какую-то особую политическую сущность — в конце концов, если человек так упорно настаивает, что он путинский пехотинец, давайте ему поверим.

В России вся власть состоит из путинских пехотинцев, и каждый раз, когда они нас снова чем-то удивляют, самое главное — не забывать, что за всех своих пехотинцев несет ответственность Владимир Путин. Все конфликты, кризисы и скандалы с участием его пехотинцев, происходят внутри пехоты, внутри системы и никак не влияют на состояние внешнего мира. 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.