«Новое величие» спецслужб: почему силовики сначала учат подростков, а потом сажают

08/06/2018 - 22:05 (по МСК) Олег Кашин

В новой колонке Олег Кашин рассуждает о деле организации «Новое величие» — истории, в которой оперативники сам организовали экстремисткую группу, привлекли в нее молодежь, а потом всех арестовали. Силовики оказались вообще никак не ограничены в конструировании любых заговоров для последующего их раскрытия и превращения в приговоры, считает автор.

Ну и такая несправедливо «не топовая» тема — «Новое величие», я думаю, не все вообще знают, что это такое. Самая, наверное, безумная история, когда в компании молодых людей, разговаривающих о политике, появляется новый человек, предлагает создать организацию, пишет ее устав, а потом оказывается, что это не просто молодой человек, а оперативник, ну и всех сажают по делу об экстремистском сообществе.

Я люблю читать архивные сборники о советском времени — за последние тридцать лет их издали огромное количество, и это все безумно интересно, и есть такой отдельный жанр, который, наверное, похож на то, что сейчас называют социологией ФСО — мониторинг общественного мнения силами НКВД, когда ради справочки в одну страничку, где написано о настроениях рабочих в блокадном Ленинграде или колхозников где-нибудь на Дону, работают десятки и сотни осведомителей, и болтовня множества людей превращается в оперативный материал, пригодный и для принятия политических решений, и для репрессивных расправ.

Сюжеты типа «Нового величия» шокируют именно тем, что за десятилетия не меняется ничего, и весь набор советов, которые приходят сейчас в голову — не разговаривайте о политике с незнакомцами, знайте наизусть профильные статьи Уголовного кодекса, имейте представление о том, как вести себя на допросе, — это уместно в 2018 году, и было уместно сорок, шестьдесят или восемьдесят лет назад. Это самое отвратительное, конечно.

О деле «Нового величия» — моя колонка для Republic.

Очевидно, что дело «Нового величия» — это один из множества эпизодов всероссийской зачистки сторонников Мальцева, и исключительным этот эпизод делает молодость всех его участников (от строчки «год рождения 2000» в уголовном деле пока еще не получается не вздрагивать) и избыточная роль внедренных оперативников в создании организации — устав и программу, фактически списанные с решения Верховного суда, перечисляющего признаки экстремистского сообщества, писал оперативник, на показаниях которого выстроено все обвинение, анонимный боец Росгвардии, продававший подросткам военную форму, также выступает свидетелем обвинения, разговоры в кафе записывал сотрудник уголовного розыска, также выдававший себя за революционера. В каком-то смысле это похоже на историю с покушением на Аркадия Бабченко, когда работающий на СБУ организатор нанимает работающего на СБУ киллера, и все это почему-то называется российским следом. По-хорошему, преследования за создание «Нового величия» заслуживают именно оперативники, которые не учли, что в настоящем экстремистском сообществе должен быть хотя бы один не связанный с ними экстремист, а тут — оперативник вербует оперативника, а виноваты почему-то подростки.

Подростки действительно виноваты, но ровно в той мере, в какой может быть виноват человек, не моющий руки перед едой. Силовики оказались вообще никак не ограничены в конструировании любых заговоров для последующего их раскрытия и превращения в приговоры. Это та особенность современной России, учитывать которую необходимо вне зависимости от того, возмущает она вас или нет.

Фото: Новое Величие / ВКонтакте

Также по теме
    Другие выпуски