«Структура, которая регулярно не готова к бедствиям, зато находится в восторге от себя самой»: Олег Кашин об очередном провале МЧС

03/06/2017 - 19:49 (по МСК) Олег Кашин

Олег Кашин рассказал, почему, по его мнению, МЧС не оповестила москвичей перед разрушительным ураганом и даже не смогла нормально извиниться, и чем это напоминает затопление Крымска пять лет назад и легендарное высказывание губернатора Ткачева.

Пять лет назад, когда на Кубани затопило город Крымск, тогдашний губернатор Александр Ткачев (теперь он федеральный министр сельского хозяйства), когда жители города и родственники погибших пытались у него спросить, почему их никто не предупредил о надвигающейся стихии, эмоционально ответил, и это видео многие вспоминают до сих пор — «А что, мы каждый двор должны были обойти, что ли?» Я был тогда в Крымске, и местные жители показывали мне свои телефоны, на которые SMS с предупреждением о наводнении от МЧС пришли уже тогда, когда город был затоплен и погибли люди. Сейчас формулу Ткачева почти дословно повторил пресс-секретарь МЧС Алексей Вагутович — когда корреспондент «Медузы» спросил его, почему ведомство не рассылало людям предупреждения об урагане в Москве, Вагутович ответил, что информацию получает тот, кто хочет, и если люди не умеют читать, то им и SMS не поможет. Как и в случае с Ткачевым, здесь мы имеем дело в том числе и с имиджевым провалом, потому что те же самые слова, если бы они были сказаны с менее вызывающей интонацией и в чуть более мягких формулировках, не звучали бы скандально — ну в самом деле, кто мешал представителю МЧС сказать что-нибудь вроде «система оповещения постоянно совершенствуется, но еще имеет некоторые недостатки». Ну и извиниться, конечно.

Но мне кажется, что вот этот вызывающий тон — он берется не из ниоткуда, а как раз из того положения, в котором находится российское МЧС. Структура, которая регулярно оказывается не готова или не очень готова к стихийному бедствию, зато находится в постоянном восторге от себя самой, подкрепленном многолетней рекламной поддержкой в медиа.

Каждый раз, когда что-то тонет, горит или взрывается, на помощь приходят волонтеры — общество давно привыкло не рассчитывать ни на каких спасателей, все сами. Я помню, как я ездил на лесные пожары под Воронежем, мы с местным журналистом бродили по сгоревшему лесу, и вдруг он молча вырывал у меня из рук бутылку с минеральной водой и начал лить на землю, из-под которой показался дымок. Потом извинялся, что был так невежлив — просто накануне два дня без сна тушил пожары в лесу, нервы ни к черту.

А в Крымске я помню, как подполковник МЧС, принявший меня за волонтера, стал мне диктовать список вещей, которые нужны его отряду — резиновые сапоги, лопаты, ведра, топоры, в общем, все, потому что эмчеэсники на следующий день после наводнения приехали в город в чем были, в той форме, в которой они ходят в офис, безо всякого специального снаряжения. У каждого, наверное, есть такие истории про МЧС, но они теряются под ворохом глянцевых медийных картинок, которые нам рисуют еще с девяностых, со времен раннего Шойгу, которого, наверное, надо назвать самым значительным пиарщиком в постсоветской России.

Я не люблю повторяться в колонках, но эту колонку я пишу много лет разными словами — каждый раз, когда что-то случается, и когда оказывается, что МЧС не так эффективно, как о нем принято думать. Когда-нибудь я надеюсь написать последнюю колонку на эту тему, посвященную ликвидации самого загадочного силового ведомства постсоветской России. Но это когда-нибудь потом, а пока — колонка для Deutsche welle об очередном провале МЧС.

Можно было бы сказать, что для МЧС ситуация пахнет серьезным скандалом. Но нет - это совсем не скандал, это обыденность. Когда в России что-то взрывается, горит, тонет, после нескольких часов паники и неразберихи спасением жизней и имущества, как правило, начинают заниматься сами люди, оказавшиеся в зоне бедствия. Либо волонтеры, которые самоорганизовываются гораздо быстрее, чем ведомство, специально созданное для этих ситуаций. Провалы МЧС складываются во впечатляющую летопись.

Самое удивительное, что на репутации ведомства при этом не сказывается вообще ничего. По всем опросам, начиная с самых незапамятных времен и заканчивая сегодняшним днем, именно МЧС традиционно занимает первую строчку во всех рейтингах доверия россиян госструктурам.

А еще в МЧС больше всего генералов по сравнению с любым российским силовым ведомством, огромный офис в центре Москвы, кадетские корпусы, собственная авиация, боевое оружие и много чего еще. Существуют конспирологические версии по поводу того, что на самом деле МЧС - альтернативная армия, созданная на случай, если другие силовые структуры откажутся подчиняться Кремлю. В 1993 году бойцы МЧС уже участвовали в столкновениях в Москве на стороне Бориса Ельцина. В такие теории даже хочется верить - иначе получится, что никакого смысла в существовании этого суперведомства нет вообще.

Другие выпуски