Новый русский маккартизм. Как борьба с «иноагентами» превращает Россию в Америку самых мрачных времен

15 ноября, 12:58 Олег Кашин
1 403

В новой колонке Олег Кашин рассуждает о борьбе с иностранными агентами, которая сейчас разворачивается в России. Накануне комитет Госдумы рекомендовал депутатам принять во втором чтении законопроект, который позволит признать иностранными агентами любых граждан (физических лиц), которые «сотрудничают» со «СМИ-иноагентом» и получают деньги из иностранного источника. По мнению Кашина, эта борьба отсылает ко временам маккартизма в США, когда в Америке развернулась масштабная антикоммунистическая кампании и начались поиски своих «иноагентов».

Самое удивительное в риторике тех, чьими стараниями русский актуальный язык обогатился словосочетанием «иностранный агент» — ссылки на аналогичный американский закон 1938 года. Я помню, как один российский губернатор несколько лет назад, распекая транспортников за убытки, требовал покончить с безбилетным проездом и советовал им изучить опыт Германии конца тридцатых годов — там ведь как-то безбилетников победили, вот бы и нам так. Зловещий контекст превращает стандартную ссылку на мировой опыт в смешную черную шутку. С иноагентами — то же самое.

Есть прекрасная книга нашего великого киноведа Михаила Трофименкова «Красный нуар Голливуда» — я полагаю, обязательное чтение как раз для тех, кто интересуется генезисом борьбы с иностранными агентами. То есть я понимаю, что сенатору Климову и депутату Левину на такие вещи плевать, но все-таки это важно, раз уж они ссылаются на рузвельтовскую Америку, застрявшую после великой депрессии на развилке между фашизмом и левым тоталитаризмом и, помимо прочих тогдашних бед, бывшую, вероятно, максимально для своей двухсотлетней истории подверженной самым опасным внешним влияниям, прежде всего коммунистическому — мы сейчас не представляем себе, до какой степени западная интеллигенция тридцатых годов была лояльна советскому режиму, какую роль в сознании тогдашних писателей и художников играл хороший парень Сталин. Едва ли не один Уолт Дисней робко симпатизировал Гитлеру, остальные — вот прямо поделюсь своей наивностью, ничего стыдного в этом нет: я всю жизнь думал, что типичные друзья Советского Союза вроде Джона Рида в семнадцатом году или Дина Рида в семидесятые — это какая-то второсортная западная интеллигенция, люди, не сумевшие выдержать конкуренции с какой-то первосортной интеллигенцией, все понимавшей правильно и про колхозы, и про ГУЛАГ. У тебя не вышло в мире демократии, и ты едешь к советским туземцам, позируешь в пионерском галстуке, посещаешь образцовые заводы и фермы, делая вид, что тебе нравится, и живешь как настоящая суперзвезда за счет советского режима.

Популярное у подписчиков Дождя за неделю