Рукотворный кризис: почему «потешные выборы» в Приморье могли быть срежиссированы в Москве

Колонка Олега Кашина
21/09/2018 - 11:35 (по МСК)

В новой колонке Олег Кашин рассуждает о главном событии недели — отмене ЦИКом результатов выборов в Приморье, после того, как были обнаружены нарушения на ряде участков для голосования. Считать, что власть глупа — неправильно, заявляет автор, и предлагает альтернативные причины политического кризиса в регионе.

Удивительная история с приморскими выборами располагает к тому, чтобы говорить, что система пошла вразнос, что-то пошло не так, ну и как там еще принято политологически рассуждать в таких ситуациях. Но чем дольше мы живем при этой власти, тем обширнее список эпизодов, когда политологи рассуждали о чем-то таком, а система улыбалась им в ответ, закручивала гайки и двигалась дальше.

Вот эта интеллектуальная мода — считать, что российская власть глупа, — в этой моде есть что-то заведомо неправильное, потому что если эти люди глупее вас, почему они второй или третий десяток лет находятся у власти, а вы не находитесь? Словосочетание «хитрый план» давно стало мемом, но люди, говорящие о хитром плане иронически, обычно не знают, чего власть хочет на самом деле. И сейчас, когда Памфилова отменила итоги выборов в Приморье, мы тоже не знаем, кто и чего в этом сюжете хотел на самом деле.

Показательна в этом смысле утечка The Bell — что голоса за Тарасенко для того и вбрасывались, чтобы Москва смогла на понятных основаниях отменить итоги выборов. Но эта утечка подразумевает, что это была аварийная реакция на победу коммуниста Ищенко, то есть власть к вечеру дня голосования увидела, что Ищенко побеждает, и решила вообще сорвать выборы, чтобы отобрать у него победу. Это действительно красивая конструкция, но что в ней не так — она предусматривает, что итоги выборов непредсказуемы для власти до самого последнего момента. А вот в это поверить как раз труднее всего, потому что, чтобы поверить, придется забыть и о «социологии ФСО», и об абсолютной управляемости системных партий, и вообще обо всем, что сопровождает все выборы в России на протяжении последних, ну как минимум, пятнадцати лет. Если вы говорите, что итоги приморского голосования стали неожиданностью для власти, значит, вы верите в российские выборы. А какие есть основания в них верить? Вообще никаких на самом деле. Через выборы можно протащить кого угодно, и позиция избирателей — последнее, что стоит иметь в виду.

Версия о запланированном срыве выборов будет красивее, если предположить, что срыв был запланирован не в воскресенье вечером, а гораздо раньше. И совсем бесспорная вещь — где был запланирован этот срыв. Понятно, что не в Приморье, такого политического субъекта — Приморье, — нет вообще, есть только Москва, и странно, что люди, рассуждающие об этих выборах, не обращают внимания на имя начальника предвыборного штаба Тарасенко, а там, между прочим, работал очень интересный политтехнолог — Владимир Пучков, тот самый, второй после Шойгу министр МЧС, отправленный в отставку этой весной. О Пучкове после отставки ходило много слухов, что сейчас он станет жертвой показательной кампании по борьбе с коррупцией в министерстве, но вместо антикоррупционной кампании почему-то случилась предвыборная — и давайте предположим, что если в ближайшие месяцы не случится уголовного дела, то со своим приморским заданием Пучков справился.

 

И вот в чем состояло это задание. Электоральные учения в обстановке, приближенной к боевой? Тестирование гражданского общества на его способность к майдану? Дискредитация выборов — вот даже этих, заведомо потешных, — в пользу какой-то будущей диктатуры? Конспирология обычно дает самые идиотские ответы, но вопросы, которые она ставит, от этого не перестают быть правильными. Когда устраивается рукотворный политический кризис, он всегда устраивается зачем-то.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Также по теме