Игра со смертью: как шутки убивают государственную машину пропаганды

Колонка Олега Кашина
19/05/2017 - 10:33 (по МСК) Олег Кашин

Фальшивая новость о смерти Светланы Алексиевич — такое уже было много раз с другими людьми. Это началось в 2011 году; когда еще была жива Людмила Гурченко, твиттер сообщал о ее смерти, потом писали, что умерла Земфира, но рекордсменом в этом нехорошем жанре оказался Михаил Сергеевич Горбачев, которого на протяжении нескольких лет хоронили регулярно с интервалом в несколько месяцев, и в какой-то момент мне уже стало неловко звонить ему, проверяя, жив ли он. 

Обычно для этих вбросов использовались фальшивые твиттеры разных СМИ — кто-то заводил аккаунт, который долго существовал под каким-нибудь нейтральным именем, а потом его переименовывали во что-нибудь типа РИА Новости или «Газета.ру» и уже от имени серьезных СМИ сообщали, что кто-нибудь умер. В этот раз фальшивую смерть вбрасывали от имени министра культуры Франции Франсуазы Ниссен — ее назначили министром только что, поэтому свежезаведенный твиттер с небольшим числом подписчиков никого не смутил, и новость о смерти Алексиевич вслед за фальшивым министром опубликовали и французская Le Figaro, и российский RTVi.

Никто не знает, кто стоит за этими шутками. В твиттере псевдоминистра потом появилось сообщение от имени итальянского журналиста-пранкера, но вряд ли какой-нибудь итальянец мог шутить на протяжении шести лет о Горбачеве, Земфире и Гурченко. Вероятно, это что-то вроде теории разбитых окон, когда одно разбитое окно становится поводом, чтобы разбить второе, третье, и так далее — и каждый раз их разбивают разные люди, никак между собой не связанные. 

Шутки о смерти известных людей, помимо очевидных моральных и эмоциональных неприятностей, бьют не только по этим людям, но и по атмосфере в социальных сетях — когда кто-нибудь умрет по-настоящему, и мы об этом прочитаем в твиттере, первой реакцией уже будет вот это: а, ну да, понимаем, кто-то опять шутит. Я помню, когда появился твит Ильи Яшина о том, что убит Борис Немцов, именно такой была первая реакция у многих, в том числе у меня — то ли Яшина взломали, то ли кто-то шутит от его имени, и только когда «Интерфакс» подтвердил убийство, трагическое событие стало фактом.

Это то, что никогда не позволит социальным сетям полностью заменить традиционные медиа — здесь каждая новость нуждается в хотя бы беглой проверке на предмет ее подлинности, нет редакторов, нет фактчекеров. Неизвестный шутник, играющий за гранью допустимого цинизма, выступает в роли санитара леса, роли мерзкой, но необходимой — еще несколько сообщений о смертях, и аудитория соцсетей перестанет безоговорочно реагировать на то, что в них пишут, как на правду. Наверное, да, люди будут дуть на воду, но это тоже хорошо в эпоху фейк ньюс и постправды.

Когда-то сайт «Компромат.ру» завел себе в «Живом журнале» блог «Соломин» — никакого Соломина, конечно, не существовало, но при этом редакция «Компромата» получила возможность ссылаться на этот блог как на источник самых скандальных публикаций — это не мы пишем, что бизнесмен такой-то убил и съел другого бизнесмена, это просто пишут в блогах, мы ни при чем. Золотые дни «Компромата» давно позади, но этот трюк с подставным блогером теперь взят на вооружение пропагандистской индустрией, которая во многом базируется сегодня на социальных сетях — через блогеров сливают взломанные переписки, публикуют какие угодно документы, видео, агитационные ролики, вроде нашумевшей песни «Малыш». Забавно, но телевизионная несвобода в каком-то смысле сковывает и пропаганду — чем больше вещей, о которых нельзя говорить по телевизору, тем незаменимее социальные сети. И еще один парадокс — чем больше аудитория доверяет новостям из соцсетей, тем проще пропагандистам, а чем меньше доверия, тем им сложнее.

Я не знаю, чего на самом деле хотят добиться шутники, играющие с чужой смертью, но по факту они, как бы отвратительно это ни было, делают полезное дело. Тот, кто благодаря им убедился сегодня, что в интернете врут, завтра не поверит очередному компромату на Навального или, скажем, на Медведева. Такие шуточки воспитывают в людях критическое мышление, а с ним у нас в последние годы действительно есть проблемы. Клин клином вышибают, и фейк ньюс можно победить, наверное, только с помощью фейк ньюс.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Также по теме