Кашин и русский Хэллоуин.

Демарш Райкина, призрак новой перестройки и Россия как «ось зла»
Кашин.Гуру
23:41, 28 октября
Поддержать программу
Поделиться
Вы смотрите демо-версию ролика, полная версия доступна только подписчикам
Скидка 16%
4 800 / год
5 760
Попробуй Дождь
480 / месяц
Уже подписчик? Войти Купить подписку

Комментарии

Скрыть

Каждую неделю Олег Кашин пишет колонки и думает о судьбах Родины. В этот раз — о речи Константина Райкина и о государственной культурной политике, о том, как Кремль использовал Надежду Савченко, и о том, во что верит российская власть.

Выступление Константина Райкина в Союзе театральных деятелей неожиданно стало сенсацией — Райкин говорил о цензуре и о сталинизме, ничего принципиально нового не сказал, но одно дело, когда на такие темы пишет оппозиционер в фейсбуке, и совсем другое, когда выступает видный культурный деятель и менеджер, руководитель статусного государственного театра, и человек, когда-то говоривший, что для него поддержка Владимира Путина — это личный вопрос, потому что Путин познакомился со своей бывшей женой Людмилой на концерте Аркадия Райкина. Я тоже не стал бы делать из Константина Райкина какое-то знамя интеллигентской совести — театральные худруки это вообще отдельная социальная группа на стыке интеллигенции и чиновничества, а в нашей реальности еще и бизнеса — не стоит забывать о «Райкин-плазе». Но бунтующий чиновник или бунтующий бизнесмен — это даже интереснее, чем бунтующий художник. Что перед нами, раскол элит, или сигнал о новой перестройке?

Так или иначе, дискуссия о цензуре или госзаказе в искусстве получилась громкая — оказалось, очень многим есть что сказать по этому поводу. Самым громким критиком Райкина оказался (это смешная формулировка, знаю, извините) близкий к Кремлю байкер Хирург, самым громким единомышленником — кинорежиссер Андрей Звягинцев, а в роли третейского судьи, как у нас часто бывает, выступил Дмитрий Песков, который посоветовал Хирургу извиниться перед Райкиным, но отметил, что если государство дает художнику деньги, то естественно, что оно будет требовать, чтобы художник помогал решать государственные задачи, а не делал, что ему заблагорассудится. Это уже общее место в государственной риторике, раньше они так говорили о журналистах, теперь говорят о кинорежиссерах и писателях. На самом деле ничего естественного в этом нет, и это понимала даже советская власть, тратившая свои деньги не только на кино об Ильиче или о социалистическом соревновании, но и на Гайдая, и на Тарковского — почему-то тоталитарная власть понимала, что из одних агиток искусство состоять не может, а нынешняя власть этого не понимает.

Полный текст доступен только нашим подписчикам
Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.