«Экспериментальный образец человека из будущего»: Кашин о том, как Амина Окуева прорвалась за пределы советской матрицы

04/11/2017 - 00:22 (по МСК) Олег Кашин

На Украине убили Амину Окуеву, это жена известного украинского чеченца Адама Осмаева, который прославился пять лет назад как якобы организатор того опереточного предвыборного покушения на Владимира Путина, а потом стал звездой донецкой войны, командиром батальона имени Джохара Дудаева. Этим летом Окуеву и Осмаева уже пытались убить, и это было такое настоящее кино, когда Амина опередила киллера, успела достать пистолет и сама его расстреляла — они остались живы, а киллер до сих пор в больнице под арестом. Второй раз такого чуда не случилось, на них опять покушались, Осмаев выжил, а Окуева погибла.

Ее публичный образ — такая мусульманка в платке, — многих сбивал с толку, ее считали чеченкой, но нет, это такой традиционный украинский тип, к которому принадлежат самые разные люди от Марии Дэви Христос до Юлии Тимошенко — постоянные превращения, ничего настоящего. Амина Окуева на самом деле была Натальей Никифоровой, ее отчим был директором главного одесского музея иностранной живописи, о нем ходили слухи, что он замешан в краже картины Караваджо «Поцелуй Иуды» — тоже такая вполне кинематографическая деталь. Потом Амина Окуева говорила, что ее настоящий отец — этнический чеченец, но это выглядело как часть той легенды, которую она о себе создавала.

Но финальные главы этой легенды были написаны без ее участия и уже после ее смерти — об Амине Окуевой как о настоящем герое и друге пишут сейчас в том числе и российские оппозиционеры, особенно уехавшие на Украину. Даже Аркадий Бабченко, который когда-то воевал в Чечне на стороне федералов, пишет об Амине, что ему тяжело терять своих. И это особенно впечатляет на фоне некролога, написанного украинским медиадеятелем Юрием Бутусовым, который так восторженно пишет, как Амина мечтала устроить теракты в российском тылу, чтобы показать российскому обществу, что такое война.

Почему это все меня так взволновало? Потому что я тоже не люблю Путина, но в обычное время как-то не задумываюсь о пределах этой нелюбви, а тут так все наглядно — женщина с войны, женщина с криком «Аллах акбар», женщина с мечтами о терактах — вот она тоже была против Путина, и для, по крайней мере, некоторых из тех, кто тоже против, она герой. Для меня точно нет, но это «нет» — такое тоже очень рискованное, потому что, наверное, оно подразумевает солидарность с теми киллерами, которые охотились за Аминой и ее мужем и, надо полагать, продолжат преследовать Адама Осмаева.

Это не просто игра, в которой надо выяснить, кто хуже — так-то понятно, что хуже оба. Просто любая мутация любого привычного образа, — а Амина была именно таким мутантом, — демонстрирует, до какой степени хрупко и условно наше представление о чем угодно. Будучи против Путина, я не могу быть за Амину, и представляю себе, если именно такой или похожий тип лет через двадцать станет распространенным и на Украине, и у нас. Вот просто представьте, если главным оппозиционером в России будет не Навальный, а, скажем, Варвара Караулова — за кого в этом случае будет правильнее и честнее быть? Я не знаю, но, по крайней мере, предлагаю подумать уже сейчас. Об этом моя колонка для Republic.

Окуева – это действительно слишком экзотическая фигура, не вполне типичная для публичного поля российско-украинского конфликта. Этот конфликт, который официальная Россия четвертый год настойчиво называет гражданской войной, действительно очень похож на гражданскую войну, но воюют в ней не граждане Украины, а граждане СССР – люди из России и Украины, говорящие чаще всего на одном языке, имеющие одни и те же привычки и одно и то же воспитание. Эта схожесть воюющих сторон – сейчас ее уже все забыли, но она до какого-то момента была очень важным свойством и чеченской войны тоже. Советским генералам из федеральных сил противостояли советские же генерал Дудаев и полковник Масхадов, и одному из них молва 1995 года приписывала сказанную с горечью фразу, что если бы мы по-прежнему были единой армией, этой армии не было бы равных в мире. Тогда, наверное, никто не задумывался, что чеченские лидеры с советским прошлым были заведомо уходящей натурой, и уже даже поколение Шамиля Басаева, успевшее только повзрослеть в СССР, от поколения Дудаева и Масхадова отличалось радикально. Поколение Разана Кадырова — тем более. Если этот принцип примерить на российско-украинский конфликт, то образ Амины Окуевой станет понятен именно как едва ли не первый настоящий прорыв за пределы советской матрицы, в которой пока еще живут все участники конфликта, от вождей до последнего бойца. Исламизированная украинка, готовая спокойно рассуждать об ответных терактах в России, – сейчас это слишком непривычный типаж, но чем дольше длится этот конфликт, тем неизбежнее самые экзотические мутации и действующих его участников, и людей из новых поколений. Амину Окуеву стоит воспринимать как экспериментальный образец человека из будущего, в котором прежние обязательные признаки солдат донецкой войны стерты и уступают место чему-то совсем принципиально новому и до сих пор неизвестному.

Фото: Сергей Поляков / РИА Новости

Также по теме
    Другие выпуски