Эффект Незыгаря: как политический аноним стал влиятельнее чиновников

Колонка Олега Кашина
27/01/2017 - 13:56 (по МСК) Олег Кашин

Скептики любят говорить о каких-нибудь политических переменах, что все это ерунда, просто смена декораций, и обращать внимание на них не надо. Я с такой формулой не согласен.

Когда меняются декорации, это, конечно, не бог весть что, но суета на сцене, погасший в зале свет, общая заминка — вообще-то в большинстве случаев это хоть и не великий, но все же шанс для человека в зале, для зрителя незаметно выйти, пересесть на более удобное место или даже, не будем ханжами, вытащить из кармана зазевавшегося соседа бумажник. 

По-моему, жизнь устроена примерно так, и игнорировать это не надо.
И я сейчас даже не о политике. Перемены — это вообще дефицит в нашей реальности, и, поскольку нашему поколению не досталось ни перестроек, ни оттепелей, приходится пользоваться тем, что есть. Когда входит в моду новая социальная сеть, это новость не только из рубрики «Технологии», но и из рубрики «Общество» — в нашем закостенении любая возможность вырваться из привычного круга оказывается на вес золота. В моей жизни такой возможностью оказался в начале нулевых «Живой журнал», позволивший моряку из провинции моментально найти себя в московских медиа и, в общем, проедать наследие того ЖЖ до сих пор.

Такие окна в течение последних пятнадцати лет открывались считанные разы — «Вконтакте», Facebook, Twitter, YouTube и отчасти Instagram приносили в наше медийное пространство по несколько новых ярких имен — или совсем из ниоткуда (Рома Желудь или Кермлин), или из тех, кто не мог найти себя внутри существующих редакций, но стал звездой только сделав себе имя в соцсетях (сейчас это называется персональные бренды или что-то в этом роде).

В прошлом году такое окно открыл для нас Павел Дуров — каналы в мессенджере Telegram, и как всегда, в новую соцсеть побежали сначала гики, потом модные журналисты, и вот пока в этих каналах не стало тесно, как в автобусе, у каждого нового человека был шанс встать в один ряд с ветеранами типа меня.

Таким новым человеком в Telegram оказался аноним, называющий себя Незыгарем. Забавно, но некоторые всерьез считают, что за Незыгарем стоит Зыгарь, Михаил, бывший главред Дождя. На самом деле тут такая неуклюжая игра слов — канал появился вскоре после книги Зыгаря о тайнах путинского Кремля, и автор канала хотел показать, что настоящие тайны выглядят совсем иначе. Спустя полгода у Незыгаря почти 20 тысяч подписчиков, он, оставаясь анонимным, стал влиятельным политическим СМИ, и когда в газетах (вчера в Ura.ru была большая статья об этом) пишут, что планерки в Кремле начинаются с чтения Незыгаря вслух, я в это верю. В конце концов, если мы с вами увлеченно читаем эти истории о силовиках и чиновниках, почему работающие в Кремле люди — примерно такие же, как мы — не могут заниматься тем же.

Конечно, показательно, что в 2017 году политического анонима читать интереснее, чем людей с именами и фамилиями. Но про людей с именами мы обычно знаем, чего они хотят и чего они стоят, а аноним с его неопределенностью дает шанс, что он умнее и интереснее привычных авторов и изданий. Я уже использовал это сравнение, когда говорил об Антоне Алиханове, но тут оно даже уместнее. Это тот же принцип, который позволил в 1999 году появившемуся из ниоткуда Владимиру Путину стать нашим любимым вождем. В отличие от надоевших и примелькавшихся лиц он, человек из ниоткуда, дал надежду на то, что может оказаться лучше. Тот же принцип, по которому игрок в «Поле чудес» выбирал черный ящик с призом вместо денег.

Если бы в России было много стоящих политологов, живая политическая журналистика и сильные независимые СМИ, феномена Незыгаря не было бы. А так — когда из крана льется грязная ржавая вода, иногда хочется попить из речки, и можно даже не гадать, стекает в речку канализация или нет — хочется верить, что не стекает. И еще важный момент про новые соцсети. Вот в них всегда приходят сначала гики, потом модные журналисты, потом менее модные, потом политические активисты, а последним, так тяжело и неуклюже, приходит он — околокремлевский пиарщик с чемоданом бабла. Сейчас он все разведает, поймет, кто готов с ним сотрудничать, и уже завтра мы увидим много интересных постов типа «Я много думал и понял, что Путин молодец». Так было в ЖЖ, так было во «Вконтакте», так было в Twitter, и так обязательно будет — или уже есть — в Telegram.

На днях я получил письмо из какого-то пиар-агентства с просьбой кое-что разместить у меня в телеграм-канале, то есть этот бизнес уже существует. Я вам сейчас скажу, что я проигнорировал это письмо, но вы мне всё равно не верьте. Не верьте мне и любому другому человеку в телеграме, который утверждает, что не пишет на заказ, потому что вы никогда не знаете, кому уже за это заплатили. Telegram заражен заказными постами и значит, заражен недоверием. И что будет дальше тоже понятно. Появится новая соцсеть, в нее уйдут сначала гики, потом модные журналисты, а потом и мы с вами, и все повторится — аптека, улица, фонарь. Появятся новые еще более загадочные герои. А Незыгарь к тому времени будет вести какую-нибудь колонку в глянцевом журнале, но долго там не продержится — традиционные медиа лишают звезд соцсетей большей части их обаяния, и они перестают быть так интересны. Но это все будет потом, а пока — го в Telegram читать свежую аналитику. Мой канал — kashinguru в одно слово с маленькой буквы.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Также по теме
    Другие выпуски