Мода эпохи Сечина: как чекистский гламур пришел на смену Bosco

Колонка Олега Кашина о смене олимпийского экипировщика
03/02/2017 - 11:00 (по МСК) Олег Кашин

Я почему-то никогда не сомневался, что мне, совсем не модному и не спортивному обозревателю, когда-нибудь придется писать об олимпийской одежде Bosco, но я думал, что это случится через много лет, в совсем другую эпоху, когда путинские времена уже сотрутся из памяти, и чтобы напомнить о них вот так непринужденно, в формате «Намедни», идеальным будет вспомнить о Михаиле Куснировиче, о ГУМе, о фестивалях «Черешневый лес» и так далее.

У путинской эпохи, какою бы длинной она ни была, не так много безусловных эстетических примет, и спортивные костюмы Bosco — одна из них. Со всеми их одиозными чертами, со всей их пошлостью — с южными парнями, которые носят это с красными мокасинами, с богатыми провинциалами, покупающими себе «тотал лук» во флагманском магазине, с разноцветными чебурашками, с певцом Сюткиным, поющим «Королева высоты» или «Королева длинноты», в зависимости от того, кто в этот день завоевал олимпийскую медаль. Невозможно было поверить, что эта эстетика не переживет путинской эпохи — ну не знаю, это как если бы Сталину вдруг пришло в голову снести все свои высотки, если бы они ему разонравились, нонсенс. Но слово «нонсенс» не применимо к современной российской реальности — пора бы уже привыкнуть, что у нас возможно все.

Наверное, это можно доходчиво описать на бизнес-языке — в конце концов, экипировка олимпийской сборной — это прежде всего бизнес, но ведь и к Третьяковской галерее при желании можно отнестись как к объекту недвижимости, а эффективность Большого театра можно оценить с помощью прибыльности билетных касс. Есть все-таки вещи, выходящие за пределы отведенной им экономической роли, и олимпийская одежда, безусловно, одна из таких вещей, часть не столько экономики, сколько культуры. Культура — это в том числе непрерывная традиция, и происходившая на наших глазах эволюция босковской одежды от красно-белых перьев Жар-птицы через сочинское лоскутное одеяло к конструктивистским фантазиям последних двух лет — это был долгий путь к совершенству, и прогресс на этом пути был очевиден, но теперь это не имеет значения, потому что путь уперся в тупик, и традиция прервана, ее придется создавать заново, а это в любом случае вопрос десятилетий, о которых никто вообще не знает, будут ли они.

Сенсацией стала замена Bosco на дизайнера Анастасию Задорину, и тут даже трудно сказать, что впечатляет сильнее — ее звездоносный папа из госбезопасности или ее прошлый дизайнерский опыт с нашумевшими футболками «Не смешите мои искандеры», то есть перед нами такая двойная победа — победа наследственного чекизма и победа верноподданных нашистских кричалок. Но, честно говоря, плевать, кто именно здесь побеждает. По-моему, это тот случай, когда важнее — кто проигрывает.

Проигрывает не Bosco и не Куснирович, проигрывает что-то большее. В нашей нестабильной реальности исчезла еще одна точка опоры — их и так немного, и есть ощущение, что кто-то их зачем-то нарочно уничтожает, то есть как только что-то устоялось, так немедленно приходит человек в футболке с «искандерами» и говорит, что ваше время вышло. В этом смысле замена олимпийского экипировщика стоит в одном ряду и с покупкой «Русского радио» структурами Владимира Киселева, фактически поставившей точку в непрерывной двадцатилетней истории главного института русской попсы, и с исчезновением телеканала Lifenews, успевшего за годы украинской войны стать русским «Фоксом», и, видимо, именно этим самым подписавшего себе приговор — дело не в лояльности, с ней у всех все в порядке. Дело, кажется, именно в том, что власть у нас — власть в самом широком смысле, не только Кремль почему-то страдает такой манией, которая есть у некоторых детей, когда они видят красивую игрушку, им почему-то важно ее сломать. Не отобрать, не переделать, а именно сломать, чтобы из плюшевого мишки вылезла вата, а машинка перестала ездить. Я уверен, что в большинстве случаев, когда мы ищем экономическую или политическую подоплеку, в реальности все дело именно в этой мании. Если бы проблема была только в том, что дочку генерала Шекина надо обеспечить хорошим заработком, то неужели для нее не нашлось бы подходящей нефтяной вышки? Но нефтяная вышка — это неинтересно, тут половина удовольствия, кажется, и состоит в том, чтобы быть именно вместо Куснировича.

Ну а сама дизайнер Задорина — что о ней можно сказать? В интернете доступны изображения ее работ, это и динамовские костюмы, и еще какая-то одежда — по-моему, это чем-то похоже на популярного сейчас дизайнера Гошу Рубчинского с той разницей, что Рубчинский воспроизводит привычные «треники» с иронией, в которой и состоит его главная ценность, а у Задориной все всерьез. Уже через год, если ничего не случится, наши лыжники и фигуристы будут выступать в корейском Пхёнчхане, одетые в костюмы от создателей футболки с «искандерами». Не знаю, будут ли они сами как-то по этому поводу рефлексировать, но это действительно не просто переодевания. Все последнее поколение российских олимпийцев было одето в спорный, но все-таки честный гламур нулевых. Новые костюмы, как бы они ни выглядели, будут символом эпохи Игоря Сечина и Виктора Золотова, символом совсем другого гламура — того, от которого пахнет коридорами Лубянки и венесуэльскими боливарами. Я легко представляю себе ностальгию по толстовкам Bosco, но представить себе ностальгию по футболкам про «искандеры» просто невозможно.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Также по теме
    Другие выпуски