Сколько на самом деле стоят «Спартак», «Анжи» и «Зенит»

29/03/2013 - 22:35 (по МСК) Михаил Фишман

Мария Командная подсчитала, сколько будут стоить и известный, и обычный российские футбольные клубы.

Пару недель назад владелец футбольного «Спартака» Леонид Федун заявил о намерении через примерно пять лет вывести клуб на IPO. Чтобы отбить хотя бы часть вложенных средств.

Федун купил «Спартак» у Андрея Червиченко в 2003 году. За десять лет он вложил в команду примерно миллиард долларов: из них 500 миллионов ушли на строительство нового стадиона. Сколько стоил бы «Спартак», задумай продавать его Федун сейчас?

Проблема в том, что ни один российский футбольный клуб не приносит доход, а значит и считать его стоимость по привычной схеме – учитывая доход компании в обозримом будущем – не представляется возможным.

Нет ни одного клуба в России, который был бы в минусе меньше,
чем на 10 миллионов долларов в год. Тот же «Спартак» теряет по 60 млн, «Зенит» и «Анжи» теряют до 100 млн долларов.

Именно поэтому приходится изобретать велосипед и придумывать, каким образом можно посчитать стоимость клубов. Андрей Червиченко за свою жизнь купил и продал два футбольных клуба: кроме «Спартака», еще и «Химки».

Стоимость футбольного клуба – это вещь, определяемая на
короткий промежуток времени и очень условная, потому что зависит от субъективных факторов. Можно оценить, если у клуба есть неплохая инфраструктура. Это поддается нормальной оценке. Сколько стоит база, самолет, автобус по остаточной стоимости.

По Червиченко, кроме инфраструктуры стоимость клуба определяется
контрактами игроков. Причем, этот показатель при расчете стоимости
нужно делить чуть ли не вдвое.

Футболист может стоить пять млн, завтра он сломал ногу, стоит
ноль. Врач не так сшил сухожилие, трансфер тоже стоит ноль.

Итак, объективную оценку стоимости футболистов мы смотрим на сайте transfermarkt.de. Другое дело – оценка клубной инфраструктуры. И кажется, что здесь далеко впереди именно «Спартак» с его строящимся стадионе в «Тушине».

Сейчас основной эконом эффект может быть от универсализации такой площадки. Захотели привезти Гагу – привезли.


Федуну принадлежит огромная территория на месте бывшего тушинского аэродрома. Ее развитие – как раз ключ к тому, как вернуть деньги, потраченные на стадион и команду, то есть остаться в гигантском плюсе.

Сейчас для девелоперов – для собственников, самый короткий путь –
развивать прилегающую территорию. Что позволит вернуть инвестиции достаточно быстро.

У Дмитрия Навоши, эксперта в области спортивной экономики, свой подход к тому, как можно посчитать стоимость клубов: «Я в этих расчетах не имею в виду недвижимость. Мы покупаем футбольный клуб или компанию по недвижимости»?

Прошлым летом английский «Манчестер Юнайтед» вышел на биржу. Сейчас это первый спортивный клуб в мире, чья стоимость превышает 3 млрд долларов. Руководствуясь этой цифрой и количеством
болельщиков, которые есть у «Манчестера», можно высчитать и стоимость любого российского клуба.

В конце 2011 социологическая компания Nielsen провела исследование футбольной аудитории России. Согласно этому исследованию, за «Зенит» болеют примерно 12 миллионов россиян, 8 – за «Спартак», 6,5 млн болельщиков насчитывает армия футбольного ЦСКА.

Вот та реальная сумма, которую мог бы выручить Леонид Федун, если бы захотел прямо сейчас расстаться со «Спартаком». Без учета
инфраструктуры клуба.

Точно таким же образом можно рассчитать и стоимость «Зенита»: 15
миллионов лояльных болельщиков (допустим, 3 миллиона проживают не на территории России), это число мы умножаем на полученный коэффициент и добавляем к нему рыночную стоимость футболистов «Зенита». Получаем 340 млн долларов. Именно столько стоит футбольный клуб «Зенит», если пользоваться при расчете стоимости такой схемой.

«Анжи» тогда будет стоить около 230 миллионов долларов.

В общем, без стадиона «Зенит» дороже «Спартака», а со стадионом – нет. В целом же, клубы из верхней турнирной таблицы стоят примерно
одинаково: клубы первых шести мест, они стоят примерно в районе
100, более успешные в районе 150 миллионов. Но это для тех, кто хочет позабавиться. Кому хочется новых ощущений.

Зато клубы из нижней части турнирной таблицы не стоят практически ничего: «Стоимость этих клубов отрицательная, вместе с клубом
покупаешь его долги и текущий убыток».

Привлекательность периферийных клубов строится на том, что они
дают возможности заработать рядом.

В феврале этого года у самарских «Крыльев» неожиданно объявился новый владелец. Кипрский офшор, который являлся последним юрлицом, владеющим клубом, достался Андрею Пашкову за 80 тысяч рублей. Сейчас эта сумма кажется даже завышенной.
Другие выпуски