Разговорчики в строю. Сколько стоит пресс-конференция Путина?

20/12/2013 - 23:35 (по МСК) Михаил Фишман

А любая встреча с Путиным это такой вариант присяги, когда задача заключается в том, чтобы обратить на себя внимание и показать себя в как можно более лучшем виде. Логично, что такие встречи проходят обычно дольше четырех часов – это же целое огромное дефиле, по итогам которого глава государства убеждается в том, что его окружают широкие ряды уважаемых в обществе журналистов, настроенных конструктивно и готовых нести ответственность за свои слова. Логично, что уважаемые журналисты образуются на встрече не самовывозом, а государство оплачивает это мероприятие. Сколько это стоит? Традиционная рубрика Химчистка. Слово журналистам Роману Баданину и Антону Бенедиктову.

Состоявшаяся вчера пресс-конференция Владимира Путина могла кому-то показаться чем-то смешным, нелепым, глупым, театром одного актера и любительской массовки. Не знаю, как вы, но если бы я хотел посмеяться за свой счет, то купил бы билет в цирк. Получилось бы куда дешевле.

Сегодня мы попытаемся посчитать, сколько четырехчасовое представление в Центре международной торговли, стоило российскому налогоплательщику. И зачем вообще вы или я оплачиваем это мероприятие, если для нормального функционирования развитых стран такие действа вообще не нужны.

 Начнем с копеек, то есть с собственно государственных затрат, на проведение мероприятия. Из очевидных трат к цене вопроса относятся: расходы на помещение и обслуживание пресс-конференции персоналом, связью, питанием и прочим.

 Точных цифр устроители не называют, но что-то можно понять по косвенным признакам. В Центре международной торговли «Дождю « сообщили, что на время встречи Путина с прессой под мероприятие были заняты «все имеющиеся помещения». Сумму контракта назвали «коммерческой тайной», однако охотно рассказали о своем прайс-листе на мероприятия:

 Елена Капрятина, менеджер Конгресс-центра:

Тарифы могу назвать. Конгресс-зал у нас стоит миллион в день, на восемь-девять часов. Пресс-зал стоит 160 тысяч. "Амфитеатр" - 415 тысяч. "Валдай", "Селигер" - 440 тысяч. Каждая переговорная по 18 тысяч. Залы "А" и "Б" по 60 тысяч, "Ц" - тоже 60. Вот это Конгресс-центр. Еще там есть залы "Урал", «Байкал" и так далее, но они от 30 до 60. 

Если взять сказанное за минимум, то получится сумма от трех миллионов рублей, куда не включены транспорт, связь, работа путинского протокола и многое другое. Например, косвенные потери от выпадающей телерекламы за четырехчасовой период вещания основных телеканалов. Например, собеседник на Первом канале говорит, что за четыре часа эфира в четверг компания могла заработать свыше 100 млн рублей. 

Получить комментарии о стоимости мероприятия в пресс-службе президента «Дождю» не удалось.

Конечно, с этими миллионами было бы легко смириться на фоне расходов на Сочи, АТЭС и подобные проекты. Правда, есть одно «но». Большинство журналистов, участвовавших в ежегодном спектакле с Путиным, пушистыми игрушками и забытыми репликами, также получают наши с вами деньги. И тут-то возникает вопрос: зачем все это?!

 «Дождь» провел нехитрое исследование с помощью реестра юридических лиц и базы данных Роспечати. Выяснилось удивительное: из 1326 журналистов, аккредитованных на пресс-конференцию, как минимум 513 представляют СМИ, учрежденные органами власти всех уровней, ведомствами и госкомпаниями. Все эти СМИ в той или иной части финансируются из бюджетов — федерального, регионального и муниципального. 

 Госжурналисты стали самой многочисленной фракцией на встрече с Путиным: 39% от общего числа.

 Но это еще полбеды. Тот же анализ показывает, что  не менее 250 госжурналистов приехали в Москву из провинции — в диапазоне от Подмосковья до Камчатки.

 Иногда от маленьких госСМИ отправлялись целые караваны репортеров. Для чего? Чеченская газета «Вести республики» аккредитовала на мероприятие трех корреспондентов, несмотря на то, что в зал записались еще четверо чеченских журналистов, включая пресс-секретаря Рамзана Кадырова Альви Каримова. В пятницу сотрудник редакции «Вестей недели» сказал «Дождю», что из троих в Москву не поехал ни один. По уважительным причинам.

 Действительно можно предположить, что часть аккредитованных репортеров не поехала в Москву. Однако расходы бюджетных редакций на четырехчасовое представление все равно вызывают вопросы.

 Рядом с Тамбовом есть город Котовск (ударение на вторую о) с населением меньше 40 тысяч, в городе есть муниципальное бюджетное учреждение «Дворец культуры». Оно как учредитель снарядило в Москву двух журналистов местной телестанции КТВ-8. Если вам покажется мелкой тратой поездка из Тамбова в Москву, прошу обратить внимание на грустную женщину, добравшуюся к Путину на костылях из далекого порта Ванино.

 Татьяна Седых единственная в зале произнесла цену общения с Путиным.

 Очень важно знать, что Татьяна Седых, не получала от государства ни копейки. В отличие от сотен госжурналистов в зале, она зарегистрировала свою маленькую газету как индивидуальный предприниматель. Кстати, про две пенсии: простой подсчет цены поездки от Москвы до Ванино плюс двое суток проживания в столице, дадут результат примерно в 60 тысяч рублей. В зале сидели десятки, если не сотни, журналистов из регионов Сибири и Дальнего Востока, приехавшие играть с Путиным за примерно те же деньги. То есть за «две пенсии», взятых у Татьяны Седых.

 Кто-то может возразить, что тратя эти деньги, регионы могут донести до Путина свою проблему и рассчитывать на ее решение. Дескать, продукт стоит затрат. Так считают, например, эти две веселые женщины, приехавшие к президенту из курганских государственных газет: 

С их логикой трудно спорить, если не знать таких словосочетаний как «демократические процедуры», «местное самоуправление», «независимая пресса» и «самостоятельная судебная власть». Если все эти понятия существуют в реальности,  для запуска томографа во Владивостоке или возвращения сочинений в школьную программу не надо тратить деньги на поездку к Путину.

Получается как в Средние века: только личная встреча с королем-чудотворцем сулила подданым «исцеление от золотухи» и другие блага. Не знаю как вы, а я против лечения за мой счет. 

 ЭПИЛОГ

Кстати, Владимир Путин положением дел в российских СМИ полностью удовлетворен, разве что государственности еще чуть - чуть не хватает.

Другие выпуски