Осторожно, культура: патриотизм высших лиц как политическая программа

12/10/2013 - 00:07 (по МСК) Михаил Фишман
О том, что будет, когда Россия станет культурной хотя бы на один год, и будет создан настоящий Совет по культуре, рассказывает Родион Чепель.

Несмотря на то, что в начале недели путешествовавший по Москве  олимпийский огонь отсекал все подходы к зданию совета федерации, в среду 9 октября они всё же собрались, и стало понятно, что 2014 станет не только годом сочинской олимпиады, а еще и годом культуры. Так постановил еще совет по культуре при президенте. А оргкомитет проведения этого года– собрался в Совфеде, чтобы определить, год какой культуры будут проводить. Министр культуры Владимир Мединский сразу расставил точки над i. Глядя на современное искусство, рассказал он, всё чаще задумываешься об этимологии слова – «искус» ведь так и проглядывает.

ИСКУС – испытание, искушение, от ст.-слав. искоусити (греч. πειράζειν, δοκιμάζειν)

Владимир Мединский: «Впечатления не однозначные. Возникает сильное сомнение, что всё, что там выставляется под видом современного искусства, имеет какое-то отношение к русскому слову «искусство», от слова «искусный». Искусности там не хватает. Поэтому я призываю к тому, чтобы мы перестали путать понятия и называть современным искусством только узкую часть инсталляторов и перфоматоров».

Путаница между «перформансистом» и «перфоратором» не стала главной языковой проблемой заседания. Председатель совета федерации Валентина Матвиенко решила подчеркнуть свою близость к народу, подчеркнуто употребив народную версию слишком оторванного от земли слова «бытие».

Валентина Матвиенко: « По Бердяеву, культура может преодолевать бытиё. Цивилизационное измерение, морально-нравственные ориентиры, особое значение для России»…

Статья 13 первой главы Конституции провозглашает в стране идеологическое многообразие. Если после слов главы Совфеда у собравшихся еще были сомнения относительно того, как теперь трактовать конституцию, то их рассеял кинорежиссёр Никита Михалков.

Никита Михалков: «То истребленное слово, которого мы боимся уже 20 лет, как черт ладана – слово «идеология», это основа большой страны…  это ориентир, это знак. Если мы не определим, что такое идеология нашей культуры, нашей нравственности, никакие «года культуры» нам не помогут. Мы обязаны к этому отнестись как к национальной безопасности».

Первые черты будущей культурной политики уже можно уловить. Издательский дом «Коммерсант», когда-то запустивший первое в России неподцензурное медиа, получил в президенты Дмитрия Желонкина, который ранее управлял информагентством РПЦ и медиагруппой министерства обороны «Звезда». Телеканал «Спас», который своей миссией объявил укрепление духовно-нравственных основ российского государства, получает право на вещание в составе второго пакета цифрового эфирного телевидения – так называемого «второго мультиплекса». А главред газеты «Культура» Елена Ямпольская, словно резюмируя происходящее, предлагает сменить культурную элиту страны, создав новый союз журналистов как «союз патриотических пророссийских СМИ». А управление делами президента заказывает Институту социологии РАН научно обосновать, где в истории страны искать духовные скрепы, чтобы на их основе воспитывать население. Текст исследования пока в работе, но уже понятно, что ничего нового ждать не нужно.

Мария Мчедлова: «Русскую идею, которую сформулировал граф Уваров, может быть и сейчас в какой-то мере повторяет эту формулу».

Хотя бюджеты еще не определены и программа мероприятий не утверждена, понятно, что 2014 год культуры станет вехой в истории России. Правда, этот рубеж уже однажды был взят. Если из слов, выступавших в Совфеде собрать манифест, он будет до степени смешения похож на другой политический документ.

Валентина Матвиенко: «В последнее десятилетие мы переживаем прямую интервенцию совершенно чуждых для нашей самобытности и культуры веяний и течений. Стало модным изобретать противопоставления, противоречия внутри нашей единой культуры, копаться у могучих вековых корней в поисках прогнивших желудей и дешевой популярности».

«Под видом объявленной «свободы», на деле оказались отданными в самое беспросветное рабство какой-то темной, грубой и всеразрушающей силе, распоряжающейся самовластно и без всякого законного права нашей судьбой».

«Я предлагаю на базе этого «фонда культуры» организовать губернаторский клуб, организовать благородное собрание, не по крови благородное, а по помыслам, по нестяжательству, лучших умов, нормальных русских, и нерусских людей, которые хотят добра нашему отечеству, для того, чтобы вынести зерно, которое должно стать ориентиром для нашего будущего».

«В основу нашего Союза положена братская любовь к ближнему, и уже в силу этого мы не допускаем никаких насилий, никакой лжи, клеветы, фальши и вообще таких средств борьбы, какими не брезгуют наши враги, враги Царя и Родины». Это – фрагменты из устава «союза русского народа», крайне правой, монархической организации, созданной в 1905 году. Программа этих черносотенцев прямо и искренне называла виновными во всех бедах России иудейских капиталистов. Остаётся вопрос – кого же нынешние мастера культуры выставят виновным  в подпиливании могучего дуба российской государственности, размывании ориентиров и стяжательстве. Об этом – на следующем заседании оргкомитета совета федерации по подготовке года культуры. 

Другие выпуски