Как казаки чернозем защищали. Репортаж из Новохоперска

18/05/2013 - 00:58 (по МСК) Петр Рузавин
Петр Рузавин отправился в глушь в двухстах километрах от Воронежа – на землю, из которой вам просто так не дадут даже кукиш вытащить.  

Новохоперск, как и расположенный рядом Урюпинск, – своеобразная столица провинциальной России. 40 тысяч населения в районе, основной доход от пищевой и перерабатывающей промышленности. И люди явно не хотят, чтобы рядом с их домами добывали никель. Компания, которая этим занимается – Уральская горно-металлургическая компания – принадлежит предпринимателю Искандеру Махмудову. Именно он полтора года назад победил в схватке с «Норильским никелем» за это месторождение. Сейчас многие считают, что «Норникель» спонсирует протесты – в отместку.

Протестующие разбили лагерь прямо под стенами места, где собираются добывать никель через 10 лет. В основном, это казаки, которые блюдут круглосуточную вахту.

Андрей Водолацкий, житель города Борисоглебск: Люди собрались здесь для того, чтобы этого здесь не было, и если мне придется взяться за оружие, как бы меня ни назвали – бандитом, террористом, моей вины в этом не будет.

Владимир Чередников, атаман станицы Новохоперская: Земля наша, мы на ней живем. Если начнутся эти разработки, погибнет природа, здесь просто жить невозможно будет.

Константин Рубахин, координатор движения «В защиту Хопра»: Сейчас приедет кто из Москвы, кто силы копили-копили, приедут со свежей злостью, их надо, конечно, придержать.

Там, за забором, идут расследовательские работы – пробурили водную скважину. Людей немного, пара десятков.

Николай Бобрышев, замдиректора по производству «Уралмедсоюза»: Нас не выпускают. Сейчас милиция приехала, а два дня мы не могли выйти отсюда. Я же говорю, согласно Конституции, меня ограничили свободы перемещения.

Маргарита Глотова, пресс-секретарь воронежского офиса УГМК: Скорее всего, будет как-то усилен ЧОП. Поставьте себя на место этих людей. Никто не обучал их методам самообороны.

Широкой общественности о конфликте с никелем стало известно после драки активистов и сотрудников ЧОПа. Видео на YouTube собрало десятки тысяч просмотров. Однако по кадрам далеко непонятно, что же там происходит.

Николай Бобрышев, замдиректора по производству «Уралмедсоюза»: 13-ого, когда нападение было, за забором за этим сидели, привезли ящик, не знаю, сколько они водки пили, сидели стаканы разливали, я из леса смотрел на это безобразие. Нажравшись, приехал вечером Рубахини потащил людей на бунт.

Константин Рубахин, координатор движения «В защиту Хопра»:Началась стычка, токотня. В тот момент, когда все толкались, один из охранников схватил за шею даму и стал душить, потом бросил. Конечно, ее побежали защищать другие казаки. Казак-атаман тут же, пытаясь туда подойти, получает удар в челюсть очень тяжелый, сразу теряет сознание.

Максим Голяндрин, исполнительный директор ЧОПа «Патруль»: Получили удары в лицо кулаком. Вспыхнула потасовка, в результате которой нам были нанесены повреждения. Когда вас бьют, ни один человек, я думаю, в мире не будет стоять и смотреть, когда его бьют.

«Ворота открыли, чтобы их запустить, и три-четыре человека туда проскочили и накинулись на охрану, их два человека всего было, и начали их бить. Они начали защищаться. Выбежали мы все и увидели этот произвол. Когда они увидели, что нас много, они начали бежать и прыгать через забор».

Константин Рубахин, координатор движения «В защиту Хопра»: Перелазил здесь. Его сзади бьют, он весь окровавленный лезет наверх через этот забор, тут еще была проволока. Он режется об острую кромку, перелезает, мы ему помогаем, его сзади продолжают бить.

Владимир Скабилин, координатор движения «В защиту Хопра»: Избиение продолжалось сравнительно недолго, потому что силы были очень неравные. Затем троих наших человек затащили в территорию ЧОПа, где избивали. Здесь уже вмешались сотрудники милиции.

«Как стемнело, пошли на штурм, начали кирпичами кидаться. Вот мне попало по голове».

Итог – несколько госпитализированных, все из числа активистов. Примечательно, что по факту драки уголовное дело заведено, но кто виноват, а кто пострадал, в МВД так и не определились. Источники ДОЖДЯ говорят, что полиция попросту боится брать на себя ответственность по этому конфликту, так как решения сверху пока нет.

Константин Рубахин – лицо и голова всего протеста  в Воронежской области. Его одинаково уважают и казаки, и геи, и правые, и левые. Рубахин – один из 38 помощников депутата Госдумы Ильи Пономарева, который оказывает поддержку местному протесту.

Константин Рубахин, координатор движения «В защиту Хопра»: Последний год работал в Министерстве транспорта советником руководителя Росавиации. Мы говорим, господин президент, люди здесь настроены настолько едино против  этого проекта, что если вы его отмените, то вы просто завоюете сердца огромного количества людей в Черноземье. Они хотят, чтобы здесь развивались традиционные для этого места отрасли - сельское хозяйство. Они хотят, чтобы здесь были инвестиции в туризм тоже.

Источники ДОЖДЯ в правоохранительных органах Воронежа говорят, что Рубахин взят в разработку. Собственно, и сам Рубахин говорит об этом: сейчас он проходит по одному уголовному делу, связанному с дракой, которая была ранее, но тоже по экологической проблеме. В правоохранительных органах его уважают как врага, отдавая должное его профессионализму. Как говорит источник, пока против него нет достаточного комплекса доказательств, чтобы его осудить. Однако воронежские силовики думают, что он, в конце концов, оступится.  

Многие говорят, что у Рубахина есть амбиции стать депутатом Госдумы по экологической проблематике.

Маргарита Глотова, пресс-секретарь воронежского офиса УГМК: На мой взгляд, это для него просто бизнес, он делает это достаточно грамотно. Уж на какие деньги он это все осуществляет, я могу только гадать. Но то, что человек занимается этим профессионально, как на работу ходит.

Николай Бобрышев, замдиректора по производству «Уралмедсоюза»: О чем в ним разговаривать? Он слышит только себя.

Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев – один из самых стабильных глав регионов. В рейтинге выживаемости губернаторов у него твердая четверка из пяти возможных баллов.  10 лет, с 1999-ого по 2009-ый, был министром сельского хозяйства. Говорят, что убрали его с должности главы ведомства после конфликта с Виктором Зубковым, в то время зампредом правительства Путина. Гордеева сослали в Воронеж, где он смог добиться признания от местных жителей. Практически все высказываются о нем положительно.

Он никак не обозначает свою позицию по конфликту на никелевых разработках. Источники ДОЖДЯ утверждают, что эта история используется в качестве шантажа – на Гордеева собирают компромат. Скандал в Минсельхозе и расследование дела «Агролизинга» было при нем, он может стать следующим фигурантом дела после Елены Скрынник.

Сейчас,  что бы Гордеев ни сказал, он будет в проигрыше – либо воронежские бизнес-круги обидятся, либо электорат не оценит.

Илья Пономарев считает, что губернатор на стороне предпринимателей, и главный фактор в этом конфликте – финансовый, а не политический.

В отличие от губернатора, на никелевом скандале с удовольствием пиарятся все остальные. В конце мая приедут поддерживать протестующих депутаты Госдумы от КПРФ, общественные деятели постоянно высказываются. Евгения Чирикова приезжала в Новохоперск. В игру вступило и духовенство – на лекции в Воронежском государственном университете протодьякон Андрей Кураев высказался против никелевых разработок.

Андрей Кураев, протодьякон Русской Православной Церкви: Это производство, значит, будет завезено еще сто тысяч таджиков, значит, еще раз традиционно русский казачий регион радикально изменится, потом под этим делом скажут, раз регион многонациональный, поэтому ни в коем случае нельзя основы православной культуры в школах преподавать. Начнется вся эта бадяга хорошо известная.

Подавляющее большинство жителей Воронежской области против этих разработок. На машины клеят наклейки, на асфальте рисуют призывы.

Виктор Бочаров, ученый-геолог: На мой взгляд, особого вреда для окружающей среды – ни для воздуха, ни для почвы, ни для водоносных горизонтов здесь быть не должно.

Николай Бобрышев, замдиректора по производству «Уралмедсоюза»: Для того, чтобы построить шахту, нужно изучить недра. Вредны они или не вредны, что там есть. Может, там вообще ничего нет. Не стоит выеденного яйца дело. Сейчас ведется разведка никеля, и все прекратится.

Николай Чернышев, ученый-геолог: Там и мышьяк, и сурьма. Этого ничего не будет, не будут получать эти температурные окатыши.

Протестующие отзываются негативно о, по сути, главных воронежских экологах, называя их продавшимися предателями.

Бизнес-круги высказываются, скорее, за разработку. Они говорят о прибыли, которую получит регион, рабочих местах и прочих положительных сторонах.

Конфликт в Новохоперском районе будет продолжаться еще очень долго. К 2015 году прекратят исследовательские работы, потом начнется строительство и бурение, сама добыча начнется не раньше 2020-х годов.

Депутат Пономарев считает, что люди, в конце концов, устанут протестовать. Казаки из протестного лагеря говорят, что у них два варианта: либо разработка закончится, либо их сметут. 

Другие выпуски