Хрустальный гроб революции. Чавес жил, Чавес жив, Чавес будет жить

08/03/2013 - 22:11 (по МСК) Михаил Фишман

О Чавесе и его похоронах – Екатерина Базанова.

Уго Чавес станет латиноамериканским Лениным. Правительство Венесуэлы решило не хоронить президента. Тело забальзамируют и выставят на всеобщее обозрение в специально построенном для этого Музее боливарианской революции, о создании которого мечтал умерший. Не совсем понятно, что будет представлять из себя сегодняшняя церемония похорон. Проводить венесуэльского лидера в последний путь в Каракас приехали  десять действующих американских президентов, наследник испанского престола принц Фелипе, президенты Ирана и Белоруссии Махмуд Ахмадинежад и Александр Лукашенко. Владимир Путин и Дмитрий Медведев, которые вроде как поддерживали с Чавесом дружеские отношения, в Венесуэлу решили не лететь. Российская делегация в Каракас отправилась во главе с главой «Роснефти» Игорем Сечиным. В нее вошли министр промышленности и торговли Денис Мантуров и гендиректор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов. И уже когда все иностранные  гости прибыли в  Венесуэлу, тело Чавеса решили даже не выносить из часовни Военной Академии. Сторонники команданте смогут прощаться с ним еще целую неделю. Мертвого Чавеса запрещено фотографировать и снимать, но, как рассказывают очевидцы, в гробу  он лежит в оливковом военном френче, в красном берете десантника и с президентской лентой на груди.

Мавзолей стал компромиссным вариантом. В день смерти Уго Чавеса, когда траурный катафалк с его гробом медленно ехал по улицам Каракаса, сторонники умершего президента начали скандировать.

Они  требовали похоронить Уго Чавеса в Национальном Пантеоне рядом с героем войны за независимость от Испании и кумиром покойного Симоном Боливаром. В Пантеоне с 1875 года принято хоронить выдающихся военных, политиков, врачей, писателей и артистов. По Конституции, останки могут быть перенесены в этот мемориальный комплекс лишь через 25 лет после смерти выдающейся личности. Преемник венесуэльского лидера Николас Мадуро не решился нарушить многолетний закон и традицию.

Уго Рафаэль Чавес Фриас умер 5 марта в 16:25.  Коммунисты и социалисты во всем мире легко запомнят эту дату. Ровно 60 лет назад в тот же самый день скончался Иосиф Сталин. Сотни тысяч людей, рыдая, рванулись в Колонный зал дома союзов, чтобы проститься с «гениальным продолжателем дела Ленина». В тот момент они как будто забыли о расстрелянных и репрессированных родных и близких. В день похорон диктатора в давке на Трубной площади погибли, по неподтвержденной информации (официальная так и остается засекреченной), несколько тысяч человек. Многие в гигантской траурной процессии толком не могли объяснить, зачем они здесь. «Умерло наше все. Нет больше смысла жизни. Если бы я не пришел, что бы сказали? Могло быть хуже», - думали эти люди, стоя под мокрым мартовским снегом.

Любые детали болезни Уго Чавеса все два года держались в секрете. Только после смерти команданте глава президентской охраны рассказал журналистам, что в последний день жизни национальный лидер из-за сильной дыхательной недостаточности уже не мог говорить, но по губам можно было прочитать его последние слова: «Я не хочу умирать. Пожалуйста, не дайте мне умереть». Не выдержало сердце, возможно, очередная химеотерапия стала для него чрезмерной нагрузкой. Смерть наступила в результате обширного инфаркта. О том, какой именно рак был у Уго Чавеса, венесуэльские власти так и не рассказали.

5 марта траурный катафалк с гробом президента ехал по улицам Каракаса семь часов. Все это время его сопровождала многотысячная толпа рыдающих сторонников. Люди бросали на гроб цветы и кричали: «Прощай, команданте!» Женщины бились в истерике.

Похожие кадры мы видели чуть больше года назад. В декабре 2011-ого мировые телеканалы показывали похороны северокорейского лидера Ким Чен Ира.

Позже южнокорейская пресса сообщала, что тех, кто недостаточно страдал из-за смерти Ким Чен Ира, отправили в трудовые лагеря, но таких было мало. В основном жители Северной Кореи изображали скорбь вполне добросовестно и рыдали правдоподобно. 

Борьбы за власть возле гроба Уго Чавеса не было. Имя преемника, вице-президента Николаса Мадуро команданте назвал еще в декабре. Во время прощания Мадуро, который стал и.о. президента, выглядел очень уверенно. Одетый в спортивный костюм цветов национального флага, в таком же любил появляться на публике сам Чавес, преемник спокойно стоял около гроба. Там было много военных. Все время траурной церемонии венесуэльская армия демонстрировала абсолютную преданность курсу боливарианской революции.

Досрочные президентские выборы должны состояться ближайшие 30 дней. Чавистов на них представит Николас Мадуро. Оппозицию – Энрике Каприлес Радонски, который в октябре прошлого года проиграл Уго Чавесу меньше 10 процентов голосов. Сам команданте не верил, что ему можно найти достойную замену. Победу Николасу Мадуро сейчас может обеспечить только народное горе и популярность предшественника.

*По решению Минюста России Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество „Мемориал“» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Другие выпуски