Зря штурмовали: на «Приразломной» можно добыть только два ведра нефти

24/09/2013 - 22:41 (по МСК) Лика Кремер, Михаил Зыгарь

Они были экологами, а стали пиратами. Активистам «Гринпис» приказали спускаться со своего судна на землю. Только непонятно, куда их потом отправят – домой или в СИЗО. Следственный комитет после штурма платформы «Приразломная» уже возбудил против активистов дело по статье «Пиратство», за это им грозит до 15 лет тюрьмы. Тем временем сам корабль «Арктик Санрайз» посетили дипломаты, чтобы навестить подданных своих стран. Несколько дней команду из 30 человек держали на борту судна, пока его конвоировали из Печорского моря в Мурманск.

Максимов: Действительно, экологов должны доставить на землю. Что будет дальше, не знают ни они сами, ни в «Гринпис», ни иностранные дипломаты. На судне «Арктик Санрайз» несколько часов назад начали следственные действия. Оперативникам, например, сначала очень не понравилось, что на борту много электроники.

Само судно небольшое, как раз на 30 человек. Причем раньше оно не было даже ледоколом – когда-то на нем охотились на тюленей. Построили «Арктик Санрайз» в 1975 году, а «Гринпис» купил его в 1996-м. И стоимость такого ледокола по оценкам экспертов около 10 миллионов долларов, не больше. О том, что из себя представляет «Арктик Санрайз», ДОЖДЬ поговорил с морским экспертом Михаилом Войтенко.

Михаил Войтенко, редактор издания «Морской бюллетень»: Он на ледокол никак не похож вообще. Это и рядом не стоит. Судно недорогое, тем более, с учетом возраста, с учетом водоизмещения. Дорогим оно никак не может быть. Задачи какие? Они должны быть всепогодными, всерайонными (то есть шляться где угодно). Они должны быть достаточно маневренными. Ход там не имеет особого значения. Километров 20-25 в час им выше крыши будет. И там имеется куча кают именно для дополнительного персонала, помимо экипажа. То есть новенькое судно здесь не требуется. По моим подсчетам, где-то «пароходик» должен обходиться им в несколько миллионов. Но никак не больше десяти.

Максимов: Для «Гринписа» 10 миллионов на ледокол – это не так дорого, потому что бюджет организации составляет 236 миллионов долларов. Из них 190 – пожертвования, а остальное – взносы местных организаций вроде «Гринпис России». Содержать «Арктик Санрайз» стоит три миллиона евро в год, а у организации вообще есть целый флот. Там три корабля, причем «Арктик Санрайз» самый маленький. Порт приписки, кстати, у всех Амстердам, отсюда и голландский флаг на судне.

Задачи конкретно у «Арктик Санрайз» самые разные. Он часто исследовал северные воды, наблюдал за климатом. А вот недавно, по мнению Следственного комитета, стал пиратским фрегатом.

Кстати, «Арктик Санрайз» уже давно пытаются использовать чтобы подплыть поближе к российской нефти. Вот, например, в августе 2013 года судну не разрешили приближаться к территории, где ведет разведку компания «Роснефть», потому что власти не могли понять, какой у ледокола класс. «Гринпис» тогда возмутились и начали говорить, что «все известно, все подтверждено международными организациями, и вообще, «Арктик Санрайз» – гораздо более хороший корабль, чем любое судно “Роснефти”». Но тут есть маленькая неувязка. Потому «Гринпис» везде пишет «класс судна 1А1» и говорит, что лучше не бывает. На самом деле, этот набор букв вообще классом не является. Так обозначают тип машинного отделения. В данном случае действительно, машинное отделение одно из лучших, а класс ледокола вообще нигде не написан. Может быть, это как то связано с тем, что ледокол перестраивали, переоборудовали. В любом случае, нет класса – нет разрешения, это весомое основание для отказа. Видимо, по этой же причине не пускали «Арктик Санрайз» и к платформе «Приразломная».  Но, как все знают, «Гринпис» эти требования проигнорировал и штурмом на нее все-таки пошел.

Кстати, у самой платформы тоже очень интересная история. Ее уже 20 лет пытаются просто построить и хотя бы запустить, но она так и не начинала работать. По последним обещаниям, должны были запустить как раз в октябре. Вот поэтому «Гринпис» так и активизировался. Несколько лет назад платформу решили просто недостраивать. Огромную верхнюю часть, которую не успели собрать, просто купили с другой списанной платформы в Норвегии, которая уже отработала свое. Привезли и поставили сверху. Теперь вся эта конструкция стоит в Печорском море и не работает. Эксперты находили на стенах этой платформы радиацию, а Минприроды отправило туда специальную комиссию и заявило, что будет пристально следить за «Приразломной». Потому что там нашли столько грубых нарушений, что нельзя даже начинать добывать нефть. Но глядя на некоторые факты, может показаться, что «Газпром», который оказался единственным владельцем «Приразломной», и не очень хочет начинать добычу. Потому сегодня работа на шельфе вообще не может быть экономически выгодной – всегда в убыток. А «Приразломная» – это еще и одна из самых сложных платформ.

Михаил Крутихин, партнер консалтинговой компании RusEnergy: Там сложная геология самого пласта нефтеносного. Необходимо бурить с горизонтальным окончанием. Это довольно сложно сделать, и дорогостоящее это будет занятие. Сначала вынуждены были пригласить австралийскую компанию, которая там немножко покопалась, поняла, что проект нерентабельный и свернула его. Затем пригласили немцев. Немцы прямо объявили, что проект абсолютно неэкономичный, нерентабельный и неинтересный. Это очень несчастливая платформа, не говоря уже о том, что экономика у нее чрезвычайно слабая. Долгие годы никак не могут наладить ничего, потому что платформу приходится достраивать фактически на месте. Качество работы российских корабелов оказалось ниже всяческих стандартов. Ну, что, объявят о начале добычи, добудут пару ведер нефти, а потом тихонько, спокойненько свернут это все и забудут. Все объявлено в торжественной обстановке, нужно начальству докладывать и каким-то образом нужно что-то налаживать. Но это будет золотая нефть.

Максимов: Так что получается, платформа «Приразломная» никогда не окупится и сейчас просто рассыпается на глазах. И, в конце концов, она может никогда так и не начать работать или добывать нефть формально. А «Гринпис» называет ее чуть ли не главной современной угрозой. И активисты, которые бились именно с этой платформой за экологию в Арктике, теперь могут оказаться в тюрьме. Во всяком случае, официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин заявил, что от преследования никто не уйдет. 
Другие выпуски