Жук-короед уничтожает Подмосковье, всему виной Лесной кодекс

07/06/2012 - 00:38 (по МСК) Лика Кремер, Павел Лобков
Челюсти жуков-короедов уничтожают подмосковные леса не хуже девелоперов. Вот уж не ждал новый губернатор Подмосковья Сергей Шойгу такой чрезвычайной ситуации. Время от времени у жуков, как и у других вредителей, возникают так называемые популяционные взрывы.
В этой вспышке экологи винят аномальную жару двухлетней давности и высокий снежный покров этой зимы, благодаря которому насекомым удалось выжить. В результате они подъедают уже 150-тысячный гектар, предпочитая еловые леса. Останутся ли в Подмосковье елки к Новому году, разбиралась Елена Шмараева.

Шмараева: Те леса в Подмосковье, что еще не вырубили, в этом году съедят короеды.
Многие жители Московской области могли заметить, что в тех районах, где растут ели, они начали массово засыхать. Сначала верхушки деревьев становятся красно-рыжими, а потом они полностью высыхают и погибают. Виной всему жук-вредитель под названием короед-типограф.
По данным экологов, ситуация, во-первых, катастрофическая, а во-вторых, необратимая. С серьезностью проблемы согласны и специалисты государственного учреждения по мониторингу обстановки в лесах Рослесозащита. 

Тузов: По данным за 2011 год было всего обнаружено порядка 16-18 тысяч гектаров очагов, из них погибло порядка 5-6 тысяч гектаров.  

У экологов гораздо более пугающие цифры: пострадали десятки гектаров. 

Ярошенко: Оценки наши от оценки «Рослесозащиты» отличаются. По официальным данным, это где-то порядка 20 тысяч гектаров, а по нашим данным - это порядка 50 тысяч гектаров, но это то, что было съедено по состоянию на конец прошлого года.  

Короед типограф, из-за которого засыхают еловые леса, это небольшой жучок длиной около пяти миллиметров, который обитает под корой деревьев и питается деревом. Вредитель поражает только ели, причем в основном старые или обессиленные засухой.
По словам экологов, как раз засушливое лето 2010 года и спровоцировало такое массовое распространение короеда. Он поражал леса и в прошлом году, а зимой не только не погиб, но и распространился шире. Вековые ели в подмосковных лесах для него самая легкая добыча.

Тузов: Леса потихоньку старели, и к настоящему времени большая часть еловых насаждений находится на своем возрастном пределе, это 100-120 лет.   

Сильнее всего пострадали от короеда-типографа районы, примыкающие к Москве. Это Одинцовский, Красногорский, Рузский и Дмитровский районы.
Впрочем, жук-вредитель распространился и за пределы Московской области: с короедом безуспешно борются лесники в Калужской, Тверской, Брянской, Смоленской, Ярославской и Владимирской областях.
Экологи объясняют почему пожирающего все на своем пути короеда не удается остановить: казалось бы, в 21 веке каких только нет инсектицидов. Проблема оказалась бюрократической. Главный способ борьбы с короедом - санитарные вырубки. А их не удалось провести из-за несовершенства лесного законодательства. Эколог Ярошенко даже суровее в оценках - говорит, что принятый пять лет назад Лесной кодекс и убил лес. 

Ярошенко: Новое лесное законодательство не позволяет бороться с короедом-типографом в принципе, потому что нужны очень быстрые санрубки, быстрая реакция, выборка свежезаселенных деревьев. На этой стадии вспышки это уже невозможно, просто объемы настолько велики, что никому с ними не справиться. Еще года 2 назад с этим можно было бы справиться, но из-за бюрократических процедур это сделать не получилось, потому что все согласования на начало санрубки занимают несколько месяцев, короед успевает за это время елку отработать, вылететь и зазимовать или поселиться на новой.  

Кстати, от короеда страдают не только совсем старые деревья, но и те, которым просто не хватает влаги, они ослабевают и становятся уязвимыми. Это опять же проблема лесов, которые оказались вплотную к мегаполисам и разделены заборами коттеджных поселков. 

Ярошенко: Это западное Подмосковье. Кстати говоря, всякие такие элитные районы типа Рублевки, где тоже сохранялись старые леса, но они же осваивались под застройку коттеджами, и вот эти застройщики, они в значительной степени и спровоцировали ослабление лесов и создали условие для размножения короеда.  

Строя прогнозы относительно судьбы Подмосковных лесов, экологи называют действительно пугающие цифры.
По данным Гринпис, в этом году в Московской области высохнет до 150 тысяч гектаров еловых лесов. Это в полтора раза больше площади Москвы в современных границах. В соседних областях речь может идти о миллионах гектаров.
После такого нашествия леса можно будет только сажать заново, и чтобы история не повторилась экологи рекомендуют лесникам не высаживать сплошные еловые леса, где деревья просто заражаются одно от другого, а сажать смешанные.
Похожую ошибку, кстати, допустили при восстановлении лесов после пожаров 2010 года. Там на месте сгоревших сосен опять сажают сплошной сосновый лес. Через 15-20 лет они достигнут пика горимости и история может повториться.
Также по теме
    Другие выпуски