Жена Собянина плитку не кладет

21/07/2011 - 23:45 (по МСК) Дмитрий Казнин, Мария Макеева

В Москве идет замена асфальта на тротуарах на плитку. Причем на миллион квадратных метров столичных улиц уйдёт одна шестая всей плитки, которая была произведена в России за прошлый год.

После того, как перекопали пол Москвы (телеканал Дождь делал об этом подробный репортаж в начале этой недели), городские власти были вынуждены собрать пресс-конференцию и подробно ответить на самые острые вопросы - о том верны ли слухи об участии в проекте жены Сергея Собянина - Ирины, о реальной стоимость плитки, и о том, действительно ли она прочнее, чем асфальт. Наш коллега Петя Рузавин выслушал чиновников.

Вот такая вот плитка вскоре будет практически по всему центру Москвы. Это стандартный, честно взятый со стройки экземпляр, который вполне мог оказаться под нашими ногами.

К 25-му августа – сроку окончания работ - такая плитка будет на одной двадцатой пешеходной части Москвы. Как сказал сегодня руководитель департамента ЖКХ и благоустройства города Андрей Цыбин, на это выделили порядка 4 миллиардов рублей... Сейчас готово около 20% от запланированного.

Сегодняшний круглый стол под названием «Тротуарная плитка- мифы и реальность» начался с разъяснения, зачем это вообще нужно.

Цыбин: В первую очередь, экологическая составляющая, которая сегодня связана с наличием такого большого количества асфальта в городе. Если говорить о негативном воздействии асфальта на окружающую среду, то он более 30% привносит – это испарения от его различных составляющих.

Кульбачевский: На центральной части города от 80 до 90%, по различным данным, почва закупорена. Мы говорим о том, что непосредственно асфальтовое покрытие у нас покрывает 80% территории Центрального округа. Плитка взамен асфальта все-таки считается водосборной площадью, она пропускает влагу.   

В 1997-м году при Юрии Лужкове уже пытались перестелить столичные тротуары с асфальта на плитку.Однако вскоре она пришла в негодность и от проекта пришлось отказаться. Надо сказать, что и до решения Сергея Собянина в Москве по отдельным улицам, таким как Кутузовский проспект, часть Ленинского, Арбат, москвичи ходили по плитке. Так как она себя хорошо зарекомендовала, решили использовать её повсеместно – объяснили сегодня.

Также в пример приводились различные европейские столицы и крупные города, которые уже давно вместо асфальта используют плитку. Приводили и экономические выгоды. 

Цыбин: Двухслойный асфальт стоит порядка 1200 за квадратный метр, а плитка – порядка 2400.

Кульбачевский: Асфальт меняется раз в 5-6 лет.

Цыбин: Если говорить по нашим тротуарам – это 6-7 лет. А плитка – 25-30 лет. По долговечности плитки и по долговечности асфальта здесь у нас экономика нормальным образом ведется. 

Сегодня особый упор был сделан на то, что подрядчики, в случае некачественного выполнения работы, сами оплачивают ремонт. Однако, насколько я понял, после завершения работ, это будет продолжать ся только 3 года. Вызывает большой интерес и тот, кто меняет плитку. По данным газеты Ведомости, за большую часть тротуаров отвечает госучреждение "Кольцевые магистрали" – примерно за 75 процентов, а за остальное — префектура Центрального округа.

На это ей выделен 1 млрд рублей, а "Кольцевые магистрали" получили около 3 млрд. 12 подрядчиков "Кольцевых магистралей" уже определены, а в ЦАО тендеры еще продолжаются. Подрядчики сами выбирают, на каких заводах покупать плитку. Всего заводов порядка 8. По данным "Ведомостей", среди них — "Евроцемент груп" и концерн "Крост". Остальных на сегодняшней пресс-конференции пообещали назвать в ближайшее время…

Не обошлось и без вопроса по поводу жены Сергея Собянина Ирины, которая, по мнению некоторых СМИ, имеет отношение к строительному бизнесу. 

Цыбин: Сегодня нам сегодня всем известно, что вообще-то торги проходят в электронной форме, совершенно обезличенно. Честно говоря, на момент проведения торгов мы не знаем, кто пришел. Все фирмы, которые сегодня вышли работать, это фирмы городские, которые мы знаем по многу лет. Никаких фирм, каких-то аффилированных, честно говоря, я не вижу. Если говорить по заводам, то сегодня порядка 8 заводов поставляют плитку в Москву. Все эти заводы имеют договора, соответственно, на поставку этой плитки. Есть заводы московские и есть заводы в других регионах. Владельцы у них у всех разные.

Многие москвичи выступили против, будет неудобно ездить на велосипедах, колясках, и придётся девушкам забыть о шпильках. Завтра, например, у здании мэрии будут протестовать против этой идеи Собянина. Из-за этого сегодняшняя пресс-конференция завершилась показом, как же хороша и удобна плитка. Все участники выражали полный восторг и восхищение новым покрытием, дефилируя на новой плитке.

С нами за столом Юрий Васильев, доцент Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета. 

Макеева: Юрий Эммануилович участвовал сегодня в этой пресс-конференции, насколько я понимаю. Вы сами как оцениваете новую плитку?

Васильев: Идея не новая по той причине, что ваш товарищ уже только что говорил, что в 1997 году такая идея уже была. Но к сожалению, это увенчалась тогда нельзя сказать успехом, скорее, наоборот. Связано это было, прежде всего, с тем, что очень много предприятий взялись за изготовление тротуарной плитки - не зная броду, пошли в воду. Потому что считалось, что номенклатурная позиция очень легка – ну что такое плитку сделать? Это же не балка, не колонна, не свая. Очень много предприятий, которые за это производство взялись, и в результате получилось то, что получилось. И вот за прошедшие годы, я бы сказал, что бетонные заводы с большей ответственностью к этой позиции относятся. В связи с этим сегодня с большей уверенностью можно сказать, что плитка выстоит.

Казнин: Какое-то сомнение все равно в вашем голосе. Вот эта конкретная плитка, которую сейчас кладут в Москве повсюду, на ваш профессиональный взгляд, она пролежит 20 лет?

Васильев: Могу сказать, что она может пролежать и 20 лет, и 30 лет. Сегодня Андрей Владимирович Цыбин называл цифру 25-30 лет, и я под этой цифрой тоже готов подписаться. Но тут есть одна опасность – не должна на улицы Москвы попасть случайная плитка, которая кем-то случайно безответственно….

Макеева: Ох какой простор сразу. Вы понимаете, сразу возникает ощущение, что плитка через пару лет расколется, нам скажут: «Ах, какое ужасное несчастье, попала случайная плитка». И никого не найдут.

Васильев: Тут вопрос такой: когда ваш по плитке бил молотком, то это отнюдь не самый показательный момент по той причине, что как раз с прочностью, как правило, тут проблем нет. Основная проблема – это морозостойкость, воздействие противогололедных реагентов и прочее. А тут я могу сказать – если не дай бог это случится – это проявится уже весной следующего года. Но будем надеяться, этого не будет.

Казнин: Технология укладки важна?

Васильев: Технология укладки, прежде всего, важна для того, чтобы обеспечить ровность покрытия.

Казнин: В общем, да, потому что то, что у нас с асфальтом происходит, мы видим.

Васильев: А тут же проблема такая: тротуары следуют относить к участкам со стесненными условиями, куда большие катки не запустишь. В результате уплотнить легкими тротуарными катками асфальтовый бетон достаточно сложно, а в ряде случаев и невозможно. Поэтому технологически укладывать тротуарную плитку значительно легче и соответственно работать она должна в этом плане эффективнее.

Макеева: Наш товарищ бил по плитке молотком, а проводились действительно какие-то опытные эксперименты на морозоустойчивость?

Васильев: Конечно. Это в любом случае одно из обязательных условий допуска плитки на московские объекты – это наличие сертификатов соответствия, наличие паспортов на плитку, где представлены соответствующие показатели свойств. Это дает основания даже не надеяться, а быть уверенным, что плитка должна все выдержать.

Макеева: То есть это не такая прям супер-операция, что на каждую улицу приходит специалист и проверяет – вот именно из этой партии плитка та самая.

Васильев:  В любом случае сейчас, когда на многих объектах уже завершается работа по перекладке плитки, начинается один из ответственных моментов – приемочный контроль. Выборочно будет отбираться плитка, испытываться, будут замеряться показатели ровности, ширина швов между плитками и т.д. И только на основании положительных результатов этой работы подрядчик, в конечном счете, получит деньги за свою работу.

Макеева: Воспользуюсь моментом, про проезжую часть спрошу, потому что у нас и асфальт кладут. Звучат какие-то, правда, менее уверенные обещания, что он будет несколько получше, чем тот, к которому мы привыкли. У вас есть какие-то сведения на этот счет?

Васильев: На этот счет есть сведения по той причине, что здесь в любом случае появляются новые виды асфальтового бетона. Каждый последующий вид вроде как лучше и лучше. Ну и вот в связи с этим могу сказать, что в сентябре-месяце должен появиться универсальный испытательный стенд, который сможет как раз сравнивать между собой различные виды асфальтового бетона и позволит сделать достаточно объективные выводы о том, какие материалы все-таки следует укладывать на дороги с тем, чтобы они в меньшей степени были подвержены разрушению.

Казнин: Заканчивая нашу беседу, зачитаю мнение нашего зрителя. Лев Филиппов пишет: «Прошлой осенью весь центр Ульяновска замостили такой плиткой. Она пришла в ужасное состояние за одну лишь зиму – 5 месяцев службы. Вот вам и опыт, и эксперимент». Это, собственно, то, что вы говорили.

Васильев: Я могу сказать, что весна проявит все недостатки, которые здесь могут быть. Смею уверить, что если первую зиму эта плитка выстоит, то она будет стоять десятилетиями.

Также по теме
    Другие выпуски