Замминистра финансов Алексей Моисеев: ОСАГО не отменим, но ценообразование будет рыночным

16/07/2013 - 21:34 (по МСК) Дмитрий Казнин, Мария Макеева

Никакого обязательного страхования. В России решили отменить ОСАГО, правда, не сразу. «Больше всего скандалов связано именно с обязательными видами страхования. Нет ни одного обязательного вида страхования, где какая-то из сторон была бы довольна тарифом. Мы хотим от этого отойти и прийти к полному отказу от обязательного страхования», – заявил замминистра финансов Алексей Моисеев.

На прошлой неделе схожие идеи высказывал новый глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Он также назвал недопустимым распространение обязательного страхования в ущерб добровольному. Сами страховщики назвали предложение Минфина «революционным шагом». «Революция» – в данном случае опасное слово: автомобилисты недовольны, поскольку ждут резкого скачка цен.

Замминистра финансов Алексей Моисеев был с нами на прямой связи, добрый вечер.

Казнин: Поясните, пожалуйста, вашу позицию. ОСАГО есть, оно работает, столько было копий сломано вокруг этого и теперь отменять?

Моисеев: Никто не говорит о том, чтобы отменить установленные законом требования по страхованию определенных рисков. Мы говорим о том, что ОСАГО как таковое останется, что обязательное страхование перевозчиков останется, обязательное страхование опасных производственных объектов останется и так далее. Речь идет о том, что сейчас мы практически загоняем юридические и физические лица в очень жесткие рамки, когда они должны покупать несколько полисов, часто страхуя один и тот же объект. Допустим, если  речь идет об автобусе, то владелец автобуса должен купить и полис ОСАГО, и скорее всего, полис КАСКО, и полис страхования транспортников, и так далее. И вот это явно вещь неудобная. И совершенно очевидно, что ценообразование в целом здесь не оптимально. Поэтому о чем мы говорим, то, что законодательно такие требования сохранятся, но появятся комбинированные полисы, рыночное ценообразование. В итоге, мы надеемся, что в результате того, что будет рыночное ценообразование, и мы разрешим страховым компаниям предлагать инновационный продукт, который будет  более удобным образом для потребителя объединять или выделять какие-то риски, то тогда мы сможем обеспечить большую эффективность на рынке, как для страхователей, так и для страховщиков.

Макеева: Сейчас водители могут купить просто полис ОСАГО. Никаких комбинаций. ОСАГО – это единственное требование к водителям. И  в свое время, когда ОСАГО принимался, речь шла о том, что водители не очень ответственные, попадают в аварии, становятся виновниками аварий и не могут расплатиться с пострадавшей стороной, благодаря полису обязаны вносить какую-то сумму и страховые компании компенсируют этот ущерб. Все-таки этим людям по-прежнему сохранится обязанность приобретать полис или нет?

Моисеев: Никто не говорит об отмене законодательно установленной необходимости приобретать страхование от того или иного риска. О чем мы говорим?  О том, что это водителя легковой машины надо только ОСАГО купить, а для владельца автобуса надо купить еще полис об ответственности перевозчика. Если мы говорим о том, что есть еще новый красивый автобус, который надо покупать, то надо купить еще полис КАСКО. Человек должен купить три полиса, хотя нет никакой причины. Почему нельзя страховым компаниям, условно говоря, продавать комбинированный полис, который, может быть, будет удобнее хотя бы с точки зрения администрирования всех этих процессов? И не очень понятно, почему мы должны продолжать законом устанавливать жесткую цену на все эти риски, исходя из большого количества коэффициентов, которые прикладываются к базовым тарифам. Естественно, обязанность страховать останется. Но, надеюсь, если будет принята наша стратегия, которую мы внесли в правительство, появится большая гибкость как с точки зрения ценообразования на этом рынке, мы хотим в конечном итоге на этом рынке перейти к свободному ценообразованию даже на обязательные виды страхования. Каждая компания могла бы предлагать более свободные продукты, которые были бы более удобны потребителям.

Макеева: Простите, Алексей. Свободное ценообразование, рыночные продукты, продукты более удобные потребителям – не означают ли все эти словосочетания, что дело идет к тому, что цена повысится? Автолюбители, сегодня обсуждавшие перспективу отмены ОСАГО, как они это поняли, писали, что теперь точно вырастут цены.

Моисеев: Я придерживаюсь все-таки свободного рынка. И мне казалось, что на вашем канале таких тоже большинство. Я считаю, что переход от фиксированных цен на рыночные 2 января 1992 года – это была очень хорошая вещь, которая спасла нашу страну от полной разрухи. Тоже самое я считаю, что чем меньше цен мы жестко регулируем, тем лучше. Естественно, мы должны были сначала перейти к этому плавно и поэтапно. Я надеюсь, если депутаты Госдумы, Совет Федерации нас поддержит, то во втором чтении осенью, надеюсь, пройдет, и в третьем, может быть, закон об ОСАГО. Там, может, слышали, шум был вокруг него. Одно из положений законопроекта – то, что мы вводим тариф на коридор. Когда будет максимальная цена и минимальна. И кстати, многие  страховые компании говорят, что когда не будет жесткой цены, будет демпинг. Наоборот, будут те компании, которые хотят завоевать рынок, предлагать низкие цены. Получится, что цены будут занижены.

Макеева: В какой период все это будет происходить? Назывался 2020 год. Как это будет строиться поэтапно? Как вы себе это представляете?

Моисеев: Торопиться никто не будет. Первая ласточка  - мы постараемся в законе об ОСАГО, если депутаты нас поддержат, который прошел в первом чтении и, я надеюсь, пройдет в дальнейшие чтения осенью, мы предлагаем перейти от жестко установленных тарифов, которые индексируются, исходя из мощности автомобиля, региона, стажа водителя и так далее, к тарифам коридора. Посмотрим, как получится, как сработает. Если получится хорошо, будем дальше развивать. Если плохо – конечно, наверное, будем пересматривать нашу концепцию.

Казнин: Этот постепенный переход должен быть связан и с изменением в головах людей, чтобы ответственность в обществе возрастала. Это происходит, на ваш взгляд? Водители стали более ответственны на дорогах?

Моисеев: Вопрос неоднозначный. Думаю, что в целом да. Когда 10 лет вводили полис ОСАГО, все говорили, что это ерунда, никто не будет пользоваться, будут печатать поддельные полисы на принтерах цветных и так далее. Тем не менее, мы видим, что в общем система работает хорошо. Там есть к ней определенные нарекания, как, наверное, к любой системе, но, в принципе, она свою основную задачу выполнила. У нас подавляющее большинство водителей на дорогах застраховано. И все эти многочисленные разборки, которые мы помним с 90-х годов, ушли в далекое прошлое. Хочу повторить: мы не говорим, что хотим отменить обязанность страховать гражданскую ответственность. Мы говорим об изменении формы с тем, чтобы эта форма была не обязанность покупать конкретно полис ОСАГО, на котором написано большими буквами ОСАГО. Мы говорим о том, что необходимо купить страховку, которая в том числе может включать и ОСАГО. 

Другие выпуски