Олег Царев из Партии регионов: если бы перекрыли Садовое, вы бы сколько выдержали?

11/12/2013 - 13:21 (по МСК) Юлия Таратута

Народный депутат, замглавы фракции Партии регионов Олег Царев рассказал Юлии Таратуте о том, как развивается протест в Киеве и о том, какие действие должны предпринять правительство и президент.

Таратута: Как вы понимаете сценарий, по которому собирается действовать президент, премьер и вообще украинская власть?

Царев: Во-первых, та ситуация, которая сейчас в Киеве, она не может продолжаться вечно. Митингующие вышли за пределы Майдана, начали устанавливать баррикады, перегораживать улицы, по которым ездят киевляне. Власть начала наводить порядок. Киевляне не могли выехать из Печерского района, люди не могли проехать к садику, отвезти детей со школы, с садика. Это был большой конфликт. Власть начала по очереди убирать эти баррикады, которые были расставлены в прошлое воскресенье.

Таратута: Тут, Олег, киевляне против киевлян, поскольку миллион киевлян – это тоже выражение воли города. Как ни крути, это не Харьков, это Киев.

Царев: На Крещатике сейчас только 140 тысяч, если с прилегающими улицами, то 200, но никак не миллион. Существует такая проблема – перекрыт Крещатик. Представьте, что перекрыто Садовое кольцо. С этим можно мириться неделю, ну вторую, но рано или поздно надо что-то делать. Власть расчищает дороги, никто не мешает митингующим митинговать. Там стоит сцена, пожалуйста – митингуйте. Но надо расчищать проезжую часть, машины должны ездить – это, во-первых. Во-вторых, рано или поздно надо дать возможность киевской городской администрации работать, надо разблокировать здание.

Таратута: Ситуация, в которой оказалась украинская верхушка, она удивительно сложная. Совершенно очевидно, что это легитимная власть, она не хочет терять свои позиции и как-то нужно разрулить ситуацию, а митингующие действительно распространяются по городу, блокируют здания. Тут кто спорит? Но оппозиция предложила способ решения конфликта в виде переговоров. Почему Виктор Янукович не встречается с лидерами оппозиции?

Царев: Мы пригласили вчера на круглый стол, никто из представителей оппозиции не пришел.

Таратута: То есть дело в том, что лидеры оппозиции отказались от встречи?

Царев: Да, они отказались от встречи. И парламент, как самая лучшая переговорная площадка на свете, она тоже заблокирована оппозицией, они не дают работать парламенту. Мы бы хотели организовать следственную комиссию, разобраться, кто отдал приказ на разгон в ту злополучную пятницу, когда разгон демонстрантов послужил спусковым крючком для возникновения нового Майдана с новыми лозунгами.

Таратута: Сегодня «Беркут», совершенно очевидно, действовал по приказу власти, просто никаких других вариантов нет. Почему тогда «Беркут» действовал обособлено?

Царев: Он действовал по приказу. Надо разобраться, кто отдал этот приказ, какой был приказ, как он передавался от одного руководителя к другому и почему «Беркут» явно вышел за пределы того приказа, который поступал от министра. Надо выявить, разобраться, пройтись по этой цепочке и определить виновных. Начинать надо не с милиционеров, начинать надо с руководителей. Это что касается той ситуации. Я всю ночь был на Майдане, я – депутат провластной партии, тем не менее, как только я услышал, что начались силовые акции на Майдане, я поехал и всю ночь, буквально я приехал с Майдана в студию украинского телевидения, где у нас сейчас проходит непрерывный марафон. Я видел, как это все проходило, «Беркут» действовал очень толерантно, он просто вытеснял митингующих. Самая главная задача – во-первых, потихоньку, ну мы не хотим бастовать вечно, так страна не может жить. Должны освобождаться здания, должны освобождаться дороги, должно работать правительство. Ситуация каким-то образом должна решаться.

Таратута: Это совершенно очевидно, что и Партия регионов, и руководство хочет, чтобы органы власти стали работать вновь, и совершенно не собираются исполнять требование, по-моему, оппозиции, по отставке правительства и, возможно, по досрочным выборам. Но у митингующих были более мелкие, если так можно выразиться, требования, а именно – отпустить демонстрантов, которые были задержаны в ту ночь, отставка министра внутренних дел, такого рода вещи. Насколько власть может на это пойти? Хотя обещания уже были, но исполнений, насколько я понимаю, никто не дождался.

Царев: Это не попытка найти виновных, наказать виновных, а попытка найти крайних. Для того, чтобы найти виновных, надо разобраться, чтобы работала прокуратура, работала следственная комиссия. А отпускать людей, которые били на камеру милиционеров, и я видел этих милиционеров с поломанными руками, с пробитыми головами, можно, конечно, это сделать, но кто тогда будет поддерживать порядок в стране?

Таратута: Насколько вы, как представитель Партии регионов, чувствуете во всем происходящем сегодня и в том, что было сегодня ночью, в появлении «Беркута» на Майдане, условно, руку Москвы?

Царев: У нас это самая смешная шутка, которая повторяется постоянно. У нас если что-то происходит, обязательно виновата Москва, если что-то плохое происходит. У нас недавно лидер оппозиции остановил заседание Верховного совета, и мы все вместе искали то ли московский ОМОН, который высадился у нас в парламенте. На полном серьезе мы 10 минут обходили подвалы и кулуары. Я помню «Оранжевый Майдан», и каждый день сообщалось о том, что московский десант высадился и движется по направлению к Крещатику.

Таратута: Да-да, я понимаю, что это шутки. Но в России, например, в политическом радикальном, по крайней мере, настроенном очень симпатизирующим Майдане секторе, есть мнение, что в некотором смысле разгон Майдана – это не воля самого президента, а это часть сделки с Россией этой сложной для Януковича.

Царев: Это какой-то абсурд. Я очень хорошо и очень долго занимаюсь отношениями Украины с Россией, я поддерживаю тесно отношения и со многими чиновниками, и с российской администрацией президента, понимаю те процессы, которые происходят здесь на Украине. Россия в данном случае заняла самую отстраненную позицию. Путин заявил о том, что с внутренними проблемами Украина должна заниматься сама. С другой стороны, мы видим другую ситуацию: приезжают послы, выступают на Майдане. Вот баронесса Эштон приехала, Саакашвили, дипломат не имеет права выступать на митинге, который призывает к насильственному свержению власти.

Таратута: Я не буду спорить, что участие европейцев, лидеров и политиков налицо. Они действительно гуляют по Майдану и попадают в камеры. Тут мы не можем не видеть их. Как вам кажется, можно ли назвать отстраненной позицию, вообще встречу двух руководителей государства в разгар политического кризиса на Украине? Я сейчас говорю о встрече Путина и Януковича, сам факт встречи никто не отрицает.

Царев: Конечно, не отрицает. До этого он встречался в Китае, до этого он встречался с европейскими лидерами. Он у нас не персона нон-грата, он у нас президент.

Таратута: Нет-нет, мы же говорим о конкретной хронологии событий.

Царев: Ну как, со всеми кроме Путина? Или как? Он встречался с европейцами, встречался с китайцами, с Путиным ему встречаться нельзя?

Таратута: Да нет, можно.

Царев: Можно?

Таратута: Конечно, можно.

Царев: Я считаю, что Украина начала высылать отсюда политтехнологов, написала депутатский запрос, обращение на Службу безопасности Украины, перечень около 40 человек – это грузины, сербы, Марко Ивкович, очень большая группа грузин, те, которые делали с Михаилом Саакашвили «Революцию роз», те сербы, которые делали вместе с Марко Ивкочием революцию, когда сняли Милошевича. Этих людей сейчас по моему депутатскому обращению предлагают покинуть территорию страны.

Таратута: А российские политтехнологи попали в ваш запретный список? Простите, что я все время возвращаюсь к России, но мы – российское телевидение.

Царев: Вот не выявили ни одного российского политтехнолога, который участвует здесь в «Оранжевой революции».

Таратута: Так он и не может участвовать в «Оранжевой революции», потому что позиция немножечко иная.

Царев: Если бы выявили, то обязательно выслали бы.

Таратута: У нас появился слух, информация, что якобы запретили въезд на Украину политологу Станиславу Белковскому.

Царев: Это недостоверная информация. 

Другие выпуски