Закон, запрещающий чиновникам иметь имущество за рубежом, опасен только для полных неудачников

21/12/2012 - 21:29 (по МСК) Павел Лобков, Анна Монгайт

За мыслями о судьбах детей, сегодня депутаты не забыли кое-что запретить и себе. Подчиняясь воле Владимира Путина, изъявленной в президентском послании, Госдума сегодня в первом чтении приняла законопроект, который запретит госслужащим и их семьям иметь имущество и счета за рубежом.

Нарушителям грозят штрафы и даже тюрьма, однако в нынешнем виде закон будет легко обойти. Зачем он нужен, попытался разобраться Тимур Олевский.

Олевский: Новые поправки в закон о противодействии коррупции появился, как сейчас уже принято в Думе, сразу после обращения президента Владимира Путина. Глава Государства предложил ввести подобные меры 12 декабря во время обращения к Федеральному собранию, а накануне подтвердил свое желание в ходе своей пресс-конференции.

Владимир Путин, президент РФ: Считаем, что наши чиновники, особенно высокого ранга, -  люди, занимающиеся политикой, должны иметь счета  в российских банках. У нас, кстати, в РФ много банков со 100% иностранным капиталом. И их дееспособность, надежность не вызывает сомнения. Да, пожалуйста, здесь держите. Что касается недвижимости, я тоже сказал об этом. Если нам наши коллеги за границей помогут выявить тех, кто нарушает, мы будем им благодарны. Даже готовы премию за это выписать.

Согласно закону, иметь имущество и хранить деньги за границей запрещается чиновникам всех уровней – военным, силовикам, исключение сделано для сотрудников ФСБ, также судьям и самим депутатам. Кроме того ограничения распространяются на их супругов и несовершеннолетних детей. К обсуждению закона во втором чтении Дума вернется после перерыва, но уже и сейчас некоторые депутаты уверяют, что эти меры ничего не дадут, лишь пустят пыль в глаза. Отказываться от домов и счетов госслужащим не придется, если они проявят минимальную сноровку, попадутся только полные неудачники, уверен справедливоросс Дмитрий Гудков, который высказал свои соображения парламентарием во время обсуждения.

Дмитрий Гудков, депутат Госдумы: Я сегодня говорил на пленарном заседании, что он может ограничивать в правах только умственно отсталых чиновников, которые не успели по какой-то причине записать свое имущество, недвижимость, например, на совершеннолетних детей или на братьев, сестер  и других родственников. Это некая альтернатива 20-ой статьи Конвенции ООН - Конвенции против коррупции. Если  бы мы ее ратифицировали, ничего этого принимать не нужно было бы. По большому счету 20-ая статьи Конвенции ООН заставила бы чиновников доказывать, откуда у них то или иное имущество. Если бы они не могли объяснить, как оно им досталось, они бы с этим имуществом расстались бы так же, как и со своей государственной должностью, и могли бы оказаться на скамье подсудимых. Для того, чтобы не принимать эту Конвенцию, наши чиновники изобретают разные способы.

Попытка заменить ратификацию 20-й статьи Конвенции ООН о противодействии коррупции другим национальным законным актом, похожим да не таким, сама по себе уже не новость, Российские власти и раньше пытались прибегнуть к такому методу, но в некоторых случаях им не позволяло наследие демократов из лихих 90-х. Еще в прошлой Думе Константин Затулин предлагал создать Суд по правам человека стран СНГ, который бы заменил несговорчивый Страсбургской суд. Но угроза связанного с этим международного скандала на какое-то время охладила пыл Российских властей. В борьбе с коррупцией дела обстоят по-другому.

Надо отметить, что еще несколько месяцев назад лидер «Единой России» Дмитрий Медведев раскритиковал проект однопартийцев и назвал его довольно лукавым. Он предложил вместо запретов декларировать расходы чиновников. Тем более, что часть зарубежной недвижимости могла быть куплена на честно заработанные деньги. Но «Единая Россия» продемонстрировала, на мой взгляд, что готова защищать интересы своих рядовых членов, несмотря даже на мнение высокопоставленных руководителей.

Также по теме
    Другие выпуски