Захар Прилепин открестился от Национал-большевистской партии

11/09/2012 - 21:21 (по МСК) Михаил Фишман, Татьяна Арно

В Петербурге сегодня прекращено уголовное дело в отношении одного из двенадцати другороссов, которых обвиняют в организации и участии в деятельности экстремистского сообщества. Сегодня там допрашивали и известного писателя Захара Прилепина.

Означает ли сегодняшнее решение суда, что и остальных оппозиционеров скоро ждет свобода, мы спросили у нашего собственного корреспондента в Петербурге Алексея Камынина, он присутствовал в зале суда.

Камынин: До сегодняшнего дня 12 другороссов считали себя без пяти минут политзаключенными, но вдруг появилась надежда, что некоторые из них могут вообще не дождаться приговора — как это случилось сегодня с одним из них — Олегом Петровым.

Рано утром к нему, помимо подозреваемых, приехал известный писатель Захар Прилепин. Его допрашивали по этому делу, поскольку он сам раньше состоял в запрещенной партии НБП, а после того, как ее запретили, как экстремистскую, стал сотрудничать с «Другой Россией». Прокурор пытался выяснить у Прилепина, действительно ли лидер петербургской «Другой России» Андрей Дмитриев с товарищами создавали партию «Другая Россия», или все-таки работали на запрещенную НБП, как утверждает обвинение. Захар Прилепин сказал, в первую очередь, что сам из Нижнего Новгорода, и поэтому не самый хороший знаток того, что происходило в Петербурге. Но он несколько раз в год виделся с петербургскими активистами «Другой России», и когда виделся — они занимались работой именно внутри «Другой России», и никакую символику НБП не распространяли, как, опять же, уверяет сторона обвинения. Этого просто не могло быть, утверждал Прилепин, поскольку под эгидой НБП никто не хотел работать еще с середины нулевых, еще до ее запрета в 2007 году, это было никому не нужно.

Минут через 15 допрос Прилепина закончился. Тогда суд перешел к рассмотрению ходатайства одного из обвиняемых. Олег Петров требовал прекратить уголовное преследование в отношении себя, поскольку, по его словам, истек срок давности предъявленных ему эпизодов преступной деятельности. И прокурор на это требование неожиданно ответил, что возражений не имеет, судья удалился для вынесения решения, вернулся — и Олег Петров больше не обвиняемый.

Олег Петров: Если честно, я не ожидал такого решения, потому что, как говорилось в обвинении, «преступление длящееся», то есть я ожидал, что мне будет отказано в ходатайстве, но на мое удивление прокурор поддержал ходатайство, и, хотя он сказал, что это не является реабилитирующим фактором, тем не менее, я не признан виновным. Дело просто прекращено за сроком давности.

Активисты «Другой России» признались, что на 200 процентов были уверены, что это ходатайство не удовлетворят. Но теперь, после успеха Олега Петрова, еще четверо другороссов на следующем судебном заседании будут ходатайствовать об освобождении, поскольку с момента предполагаемого правонарушения у них тоже прошло два года. Вполне возможно, что скоро резонансное дело «12 нацболов» превратится в дело «семи нацболов», – считает лидер петербургских другороссов Андрей Дмитриев, ему, как обвиняемому не в участии, а в организации экстремистского сообщества, такое освобождение не светит.

Андрей Дмитриев: И судья, и сторона обвинения понимают слабость доказательной базы, видят, что дело в суде разваливается – вот сегодня у нас выступал Захар Прилепин, дал вполне четкие показания о том, что такое было НБП и что такое «Другая Россия», почему это другая организация, почему обвинения абсурдны на его взгляд, и они уже не хотят позориться и потихоньку начинают сворачивать эту историю, что не может не радовать.

Другороссы сегодня шутили, что Захар Прилепин принес им удачу. Но сам писатель считает, что обвиняемым нужна не удача, а всего лишь — внимание СМИ.

Захар Прилепин: По уму оно (дело) должно было распасться еще на стадии возникновения, но они его тянуть по сей день, и только отсутствие должного внимания федеральных СМИ позволяет ему продолжаться. Если бы на это давно обратили внимание самые разные люди, тогда уже было бы смешно.

Обвинение против другороссов строится на результатах прослушки помещения, где они проводили партсобрания. Там же велась видеозапись, на которой эксперты каким-то образом установили наличие красного флага НБП, хотя видеозапись черно-белая. И следующими в суде должны выступить как раз эти эксперты, они должны приехать из Москвы на следующей неделе. Ну, а сам приговор будет вынесен, по оценкам другороссов, где-то в ноябре. А освобожденный сегодня Олег Петров уже заявил, что сегодня завтра вновь включится в оппозиционную работу.

Другие выпуски