Задержанные оценят уровень комфорта в полицейских участках

26/01/2013 - 18:50 (по МСК) Лика Кремер

Сегодня в некоторых российских городах проходит «День проверки отделений полиции».  Активисты при поддержке правозащитных организаций проведут инспекцию полицейских участков.

Что именно они будут проверять, нам расскажет координатор московской акции «День проверки полицейских отделений» Иван Чернявский.

Кремер: Как проходит сегодняшний день, какие успехи, что вы уже успели проверить? Вы координируете именно московскую часть этой акции?

Чернявский: Данная акция проходит в 14 городах России, причем география настолько обширна, что это и Комсомольск-на-Амуре, и Выборг, и Йошкар-Ола, Воронеж, Сочи. В Москве акция уже завершилась. Мы проверили все отделения, которые находятся в ЦАО, и также Аэропорт и Сокол. Сейчас наши активисты выехали в ОВД Басманное, куда привезли задержанных с акции на Чистопрудном бульваре. Мне оттуда отзвонились, задержанные находятся в кабинете, к ним доступа нет, но к активистам вышел человек и ответил на вопросы. Они проверили отделение, хотя они были уже там днем.

Кремер: Что входит в эту проверку отделений, какие вопросы задают активисты полицейским?

Чернявский: Мы проверяем, насколько соблюдается закон о полиции, а также административный регламент, который утвержден приказом 1221. Суть этих регламентов в том, что досконально прописано, что должно быть в отделении, какие должны быть информационные стенды.

Кремер: Чего чаще всего в московских отделениях не было?

Чернявский: Чаще всего не было пандусов. В административном регламенте прописано, что все граждане, в том числе граждане с ограниченными возможностями, должны иметь доступ к помещению ОВД. Также во многих ОВД не было информации о том, какие права есть у граждан.  Целом все информационные стенды были, нас везде встречали, в ОВД Китай-город вообще был полковник.

Кремер: Как сотрудники полиции на вас реагировали?

Чернявский: Претензий не было. В Москве было 4 группы. Одна группа ездила в ОВД Красносельское, там не пустили журналистов. В каких-то ОВД журналистам разрешали снимать. Есть приказ, который это запрещает, но не везде его исполняют.

Кремер: Что вы знаете о том, как ваша сегодняшняя акция проходила в регионах? Мне кажется, что в Москве с вероятностью 90% все выглядит прилично относительно другой части России.

Чернявский: В городах эти акции были даже более масштабны, чем у нас. В Воронеже было 20 человек, участвующих в акции, а у нас – 10-15. Они проверили все ОВД, которые есть в Воронеже. Нарушения в основном зафиксировали те же – отсутствие пандусов и отсутствие информации о правах задержанных. В некоторых городах в этой акции участвовали полицейские, они ходили вместе с проверяющими. Также были представители общественных наблюдательных комиссий.

Кремер: В каких-то городах полицейские, может быть, как-то противодействовали, возражали?

Чернявский: Пока я еще не знаю. У нас пока собирается вся информация.

Кремер: Что вы с ней будете делать, каков результат вашей проверки?

Чернявский: У нас есть анкеты, которых составлены на основании этих законов, регламентов, и мы проверяем, какие чаще всего нарушения. Уже очевидно, что везде нарушается принцип доступности. Эта информация будет проанализирована, собрана со всех регионов, и будут организовываться мероприятия с представителями органов внутренних дел, чтобы понять, как эту проблему решить. Цель данной акции – создание групп общественного контроля за полицией, которые могли бы решить многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся в полиции.

Кремер: А вы раз в год полицейские участки проверяете?

Чернявский: Это был первый раз, когда мы проверяли участки. Раз в месяц мы проверять будем точно и расширять проверку, придумывать что-то еще, например, неплохо было бы опросить граждан, понравилось ли им в полицейском участке. С этой анкетой было проще, потому что она была составлена на основании законов.

Кремер: Эту анкету заполняли вы сами, а следующую анкету, вы предполагаете, будут заполнять граждане?

Чернявский: Мы пока еще не думали о следующей акции, но скорее всего, деятельность будет продолжена.

Кремер: Вы всегда предупреждаете  полицейских о том, что вы к ним придете?

Чернявский: Мы проводили проверки нагрудных знаков. Если перед первыми акциями мы предупреждали, то потом люди сами подходили на улицах и спрашивали, а где нагрудный знак. Так же и тут, в первый раз мы предупредили и рады результатам, но потом люди смогут и заходить в отделение и смотреть, будет сломлен барьер. Вчера у людей, которые сомневались в акции, был аргумент, что страшно.

Также по теме
    Другие выпуски