Зачем Белоруссия арестовала Баумгертнера

27/08/2013 - 18:59 (по МСК) Тихон Дзядко, Юлия Таратута
Арест в Минске главы «Уралкалия» Владислава Баумгертнера – не первый резкий выпад белорусских властей в адрес России. В 2007, например, в Минске собирались арестовать Семена Вайнштока – тогда он возглавлял Транснефть.

Чаще всего, такой шантаж имеет успех. Случаи из прошлого вспоминал Стас Натанзон.

Натанзон: Конфликты России и Белоруссии не утихают практически ни на месяц. Последний – а точнее, текущий – касается махинаций с экспортом горючего. В прошлом году выяснилось, что Белоруссия, якобы, продавала за рубеж российский бензин под видом растворителя и разбавителя. И тем самым уходила от уплаты России экспортной полшины.

Москва потребовала компенсации от Лукашенко в полтора миллиарда долларов и пригрозила и вовсе перекрыть беспошлинные поставки нефти в страну. На переговоры летал Игорь Сечин и Михаил Гуцериев. Попутно пытались договориться о приватизации белорусских компаний – в частности, КАМАЗ давно хочет купить МАЗ. Но воз и ныне там. Нефть в Белоруссию мы все равно поставляем.

Александр Лукашенко, президент Белоруссии: Без президента в стране ни одно предприятие продано быть не может. Видимо, пока я неделю отсутствовал, вы уже нахомутали кому-то что-то продать. Нет, успокойтесь, я уже приехал в страну, продавать ничего не будем.

До этого – демарш в мае. Александр Лукашенко не полетел в Сочи, отказавшись от запланированной неформальной встречи с Владимиром Путиным. Обиделся, якобы, на дисквалификацию белорусской команды на любительском хоккейном фестивале. Вообще, о «личной неприязни» двух лидеров много в кулуарах говорят много.

В 2009, когда ведомство Геннадия Онищенко закрыло для белорусского молока и сыра российский рынок, президент Белоруссии не полетел в Москву на саммит ОДКБ и вообще назвал собрание нелегитимным.

И все же самой громкой была кампания 2006 года. Россия тогда захотела вдвое увеличить цену газа для Белоруссии. Вместо 100 долларов – 200. В ответ Лукашенко поднял цену транзита углеводородов в Европу. А на главу Транснефти – тогда им был Семена Вайншток – выписали ордер на арест в Белоруссии. Очень похожая ситуация с нынешней.

Александр Лукашенко, президент Белоруссии: В будущем году процентов на 15-20 нам хотят еще поднять цены, доходность будет Белоруссии «Газпрому» и России еще выше, чем в Германии. В чем мы провинились так перед руководством России, я не знаю.

В итоге Газпром был вынужден и за транзит доплатить, и газ еще год продавать со скидкой. Правда, смог выкупил белорусскую транзитную трубу – а точнее, компанию Белтрансгаз – за 2,5 миллиарда долларов. Впрочем, это, во‑первых, на 20‑30 процентов выше рынка, а во‑вторых – земля под трубой осталась в собственности Белоруссии. Так что победа неоднозначная. Уже в 2010 ситуация повторилась: «Газпром» попросил заплатить за газ – Белоруссия перекрыла транзит. Лукашенко обвинил Москву.

Александр Лукашенко, президент Белоруссии: Извините, когда нас начинают унижать не то котлетами, не то колбасой, маслом или блинами, мы это воспринимаем как оскорбление белорусского народа. Так не подобает вести себя президенту, в том числе соседнего союзного государства. Беларусь можно перешагнуть, вы смотрите, чтобы потребители в Европе не пострадали. Такого цинизма не ожидали от руководителей России.

Сейчас Лукашенко хочет получить от ЕвразЭС – международной организации, большую часть денег которой дает Россия – новый кредит. Случайно или нет, но информацию об этом белорусский Минфин опубликовал в один день с арестом Владислава Баумгертнера. Так что козырь в переговорах уже есть.

Другие выпуски