За «Золотым орлом» Вексельберг прилетел из Давоса

25/01/2013 - 21:32 (по МСК) Павел Лобков, Ольга Писпанен

На «Мосфильме» состоялась церемония раздачи премий российской киноакадемии «Золотой орел». Это главная официозная кинематографическая награда в России, ответственный за распределение призов, по слухам, сам Никита Михалков. Ольга Шакина пыталась проникнуть на церемонию, но впервые за последние годы потерпела абсолютный крах.

Шакина: Меня отказались выдать аккредитацию, сообщив, что наш канал недостаточно популярен для того, чтобы попасть на такую значимую кинематографическую церемонию. Но у меня есть подозрения, что чины, ответственные за связи с общественностью немного перестраховывались, чтобы никому из начальства не стало неприятно, что ДОЖДЬ туда попал и сказал какую-нибудь гадость. Но гадость я могу сказать и не из павильона «Мосфильма».

Как всем известно, 11 лет назад возник «Золотой орел» в противовес премии «Ника», когда мнение и поведение организаторов «Ники» перестало устраивать Никиту Михалкова, который претендовал на абсолютную власть  Союзе кинематографистов. Проходит вручение премий в последние годы на «Мосфильме». Туда трудно попасть. Не вписанные в список журналисты и гости могут проникнуть куда угодно, но только не через проходную «Мосфильма»: там пропускают только по паспортам и по точно заявленным спискам. Как передают коллеги с места события, зал «Мосфильма» полон людей, но знакомых лиц не очень много, зато есть министр культуры Мединский, перекочевавший туда с заседания совета. Статуэтку в номинации за  вклад в российский кинематограф получил Виктор Вексельберг, который специально ради этого дела прилетел в Москву из Давоса. В зале еще сидит скульптор Зураб Церетели  с внуком, куратором Василием, актер Виктор Вержбицкий, Ольга Кабо, Наталья Белохвостикова, Надежда Михалкова с мужем Резо Гигинеишвили, Павел Астахов, режиссеры Владимир Хотиненко и Владимир Наумов и так далее.

Фильмы, присутствующие в номинациях, - боевые патриотические блокбастеры. Лидирует по номинациям: «Орда», собравший 12, «Шпион» по Борису Акунину - 7, самый большой кассовый успех этого года «Duhless» - 5 и «Высоцкий. Спасибо, что живой» - 4. Ни «Измены» Кирилла Серебренникова, представленный в Венеции в этом году, ни последнего фильма Авдотьи Смирновой, ни Сакуровского «Фауста», победившего в прошлогодней Венеции, ни Костомарова с Расторгуевым, главных революционеров нашего кино, в номинациях нет. Единственная победа, за которую может порадоваться арт-мир – это то, что в категории «Лучший неигровой фильм» победила картина Любови Аркус «Антон тут рядом» о мальчике-аутисте. Среди чемпионов: фильм «Орда», получивший призы за операторскую работу, костюмы, картина «Шпион», где приз за  главную роль получил Данила Козловский, за второстепенную – Виктория Толстоганова, и «Высоцкий», в котором Андрей Смоляков за второстепенную роль гэбиста получил статуэтку.

Лобков: Повторяется ситуация конца перестройки, когда существовали два Союза писателей, враждующих друг с другом?

Шакина: Очень точная аналогия. Патриотические пряники раздает «Золотой орел», нон-конформистские пряники раздает «Ника», а на самом деле черту под тем, кто и что значит в российском кинематографе, подводят зарубежные фестивали в Венеции и Берлине.

Другие выпуски