За госкорпорациями установили президентскую слежку

11/03/2013 - 21:20 (по МСК) Павел Лобков, Лика Кремер

Президент Владимир Путин решил усилить контроль над крупными госкомпаниями и госкорпорациями. Можно признать, что официальных аудиторских проверок и присутствия в этих компаниях наблюдательных советов оказалось недостаточно.

По информации газеты «Ведомости», дополнительные сведения о деятельности госкорпораций и их руководителях Путин получает из регулярных отчетов Росфинмониторинга и Федеральной налоговой службы. Они, отчеты, должны  усилить контроль над руководством, а в отдельных случаях могут стать поводами для громких отставок и публичной порки: как, например, в случае с главой «РусГидро» Евгением Додом или главой корпорации «Курорты северного Кавказа» – Ахмедом Билаловым. О тотальной слежке Кремля – Антон Желнов.

Желнов: Неофициальные проверки госкомпаний стали проводить по поручению президента еще в мае 2012 года – на этот месяц пришлась инаугурация президента Путина, а также уход из правительства Игоря Сечина; до мая прошлого года именно Сечин, тогда вице-премьер, исполнял роль главного контролера. Следил Сечин, как  ему и положено, за топливно-энергетическим комплексом. Тогда были уволены руководители Межрегиональной распределительной сетевой компании и топ-менеджеры Федеральной сетевой компании: их заподозрили в злоупотреблении служебными полномочиями. Что это означает? У любой госкомпании есть контрагенты; подобная проверка подтверждает, как и каким образом они, контрагенты, аффилированы с топ-менеджментом той или иной корпорации. По требованию власти, после проверки болванок Росфинмониторингом и Федеральной налоговой службой сводный отчет ложится на стол Сечину, а теперь – Путину. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не стал подтверждать факт дополнительных проверок; впрочем, опровергать их тоже не стал.

Дмитрий Песков, пресс-секретарь Владимира Путина: Мы никогда не говорим о тех источниках, из которых президент получает информацию. Он получает информацию из множества разных источников. Это все, что мы можем подтвердить. Это могут быть указания, но опять же, мы никогда об этом официально не говорим.

По мнению партнера ФБК Игоря Николаева, усиление проверок вряд ли можно считать позитивной мерой.

Игорь Николаев, партнер ФБК: Это как в известном анекдоте: можно кровати переставлять, а можно и нужно девочек менять, если у публичного дома наступают проблемы с привлечением финансов. Если менять, то менять по существу, а не надо с помощью вот таких всяческих ухищрений компенсировать такие недостатки. Это лучше, чем ничего, но это не решение проблемы по существу.

Официально в России зарегистрированы 7 госкорпораций: госкомпания Росавтодор, Агентство по страхованию вкладов, Фонд ЖКХ, Внешэкономбанк, Олимпстрой, Росатом, Ростехнологии. Напомню, в 2009 году экс-президент Дмитрий Медведев критиковал госкомпании за их непрозрачность. Сегодня госкорпорациями обобщенно называют любые открытые акционерные общества, где контрольный пакет принадлежит государству. Например, «Курорты северного Кавказа» или «РусГидро». Информацию о сделках в этих компаниях также собирают на CD и DVD. Как пример – недавняя критика Владимира Путина в адрес главы «РусГидро Евгения Дода.

Президент тогда спросил, не аффилирован ли Дод с компанией, которая сорвала заказ «РусГидро». Можно сделать вывод, что по итогам таких отчетов на CD был уволен вице-президент Олимпийского комитета России Ахмед Билалов. Тогда сообщалось, что он отправлен в отставку из-за недостроенных олимпийских трамплинов в Сочи. Но как объяснило федеральное телевидение, причина в другом – в злоупотреблении Билаловым служебными полномочиями. Сообщалось, что с помощью корейских партнеров он якобы планировал приватизировать энергетику Северного Кавказа.

*По решению Минюста России Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Другие выпуски