За алкоголь предлагают лишать прав пожизненно

24/09/2012 - 21:36 (по МСК) Михаил Фишман, Анна Монгайт

Госдума собирается внести законопроект об ужесточении ответственности за езду в пьяном виде. Документ будет готов уже на этой неделе. Такая спешка связана с чудовищной аварией, которая произошла в выходные.

Пьяный водитель насмерть сбил семь человек на остановке, из них пятеро – дети-инвалиды. Депутаты не исключают, что пьяных водителей могут лишать прав на всю жизнь. Как именно будет выглядеть законопроект и главное – позволит ли ужесточение ответственности снизить число пьяных за рулем – обсудили с нашими гостями – депутатом Государственной Думы от партии «Единая Россия» и заместителем председателя комитета по транспорту Сергеем Теном и независимым автоэкспертом Олегом Осиповым.

Монгайт: За какую степень опьянения должны лишать прав пожизненно?

Тен: Прежде всего, я считаю, что давно надо было это сделать. Я уверен, что в ближайшее время этот вопрос мы решим.

Фишман: Сделать что?

Тен: Ужесточить уголовную ответственность за управление в нетрезвом виде. Надо  понимать, что у нас есть проблемы, когда людей лишают прав, но они все равно продолжают управлять автотранспортным средством. В Челябинске, например, летом человек, который был лишен прав в общей сложности на 50 лет, врезался в пешеходов.

Фишман: У него не было прав?

Тен: У него не  было прав.

Фишман: И как решать эту проблему?

Тен: Тоже ужесточать уголовную ответственность в отношении этих людей. И повышать штрафы. Потому что государство не должно содержать бездельников, которые водят в нетрезвом состоянии.

Монгайт:  Если человек выпил полбокала вина, его могут лишить пожизненно прав?

Тен: При повторной ситуации, думаю, да.

Фишман: Как вы относитесь к инициативам, которые исходят из Государственной думы сейчас?

Осипов:  Как обычно, это инициативы, которые родились под влиянием момента и эмоции. Это не здравый смысл. Никогда еще ужесточение наказаний не вело к изменению ситуаций. И в данном случае не приведет. Госдума занималась последние 2-3 года тем, что ужесточала: мы должны быть трезвее папы Римского и святее его. «0 промилле», ни с того ни сего - хотя во всем мире есть  нормы – «0,3 промилле». Тем не менее, за последний год, как доложил нам вчера на совещании Владимир Колокольцев, министр внутренних дел, ситуация с ДТП только ухудшается. Штрафы увеличиваются - ситуации ухудшаются.

Фишман:  Наказания за все то,  что мы обсуждаем, ужесточилась в последний раз два года назад. Тем не менее, эффекта не дало. Мало ужесточили?

Тен: Думаю, что должен быть комплекс мер. Не помню, в каком государстве, но при повторной ситуации управления  в нетрезвом виде в кабину машины устанавливается соответствующий прибор, который фиксирует промилле, если человек, садится пьяным за руль.

Монгайт: То есть, в каждой машине должен быть соответствующий прибор?

Тен: В случае, если с этим же человеком происходит повторная ситуация.

Монгайт: Если не одна машина, а у него три машины?

Тен: Значит, в каждой машине за свой счет и в обязательном порядке.

Фишман: Вы уверены, что это та проблема, которая решается ужесточением наказаний?

Тен: Я сказал, что необходимо делать, но я не говорил, что этого достаточно, чтобы решить этот вопрос.

Монгайт: А что еще необходимо?

Тен: Проводить профилактические действия, это понятно. То, что касается  0 промилле, нельзя нас сравнивать, у нас менталитет другой. В законодательстве надо учитывать особенности российского менталитета. Если разрешили чуть-чуть  выпить, то человек не остановится на самом деле.

Фишман: А что делать? Проблема-то, все-таки, есть.

Осипов: Проблема есть, она системная и вовсе не одного случая. Сейчас, как бы это парадоксально не казалось, я впервые хвалю министра внутренних дел. Что предложил министр? Он предложил гаишников убрать с дорог вообще, увеличить скорость движения, что совершенно нормально на многих трассах. Конечно, надо возвращать «0,3 промилле», потому что сейчас полиция занимается тем, что останавливает где-нибудь около МЕГИ человека, который вообще не пьет по жизни и запросто может лишить его прав.

Монгайт: Как это поможет?

Осипов: Чего далеко ходить-то? Съездить в Грузию, там все решено. ДТП уменьшилось значительно, конечно, они еще не достигли европейского уровня, но у нас, по существу, идет война на дорогах, потому что мы, то пьяных водителей за рулем преследуем, то начинаем с коррупции. На самом деле надо начинать с системы и выяснить причины, почему у нас растет ДДП, в том числе, ДДП со смертельным исходом? А потом принимать какие-то меры. Я думаю, что начать надо с того, чтобы полностью перестроить Госавтоинспекцию по безопасности дорожного движения. Они не должны работать так, как они работают сейчас.

Фишман: Как вам такой вариант?

Тен: Недостаточно ввести 15 лет или пожизненно. Это первый приоритетный пункт то, что нужно сделать, а дальше нужно двигаться и использовать новые современные технологии. Установить в машины соответствующие приборы и обязать водителя, чтобы он за свои средства это купил, сделать базу соответствующую.

Монгайт: Почему увеличиваются ДДП? Пить стали больше? Качество человеческого материала ухудшилось?

Осипов: Ничего не ухудшилось. Большинство, 36% всех ДДП, – это не справился с управлением. Не обязательно быть пьяным.

Монгайт: Напомню, что  в субботу пьяный водитель насмерть сбил 7 человек на остановке,  из них 5 детей - инвалиды.

Осипов: Человек, который возмущен, как и я, как и любой другой этим жутким происшествием, имеет право на месть. Имеет право требовать пожизненного расстрела и всего, чего угодно. Государство не имеет право на это. Государство должно все очевидно взвесить и предъявить какие-то меры.

Фишман: Ощущение есть того, что меры применяются с горячей головой: ни дискуссий, ни экспертов, просто мы уже знаем все ответы верные.

Тен: Дискуссии будут. Эта неделя в Госдуме пленарная. Я уверен, что вопрос этот будет поднят.  Потому что у нас в стране нет ни единого человека, который бы бездушно воспринял бы эту ситуацию. Безусловно, здесь надо обсуждать и с общественными организациями, и с лидерами гражданского общества, и так далее.

Монгайт: Вы водите сами машину, или вас возит водитель?

Тен:  Я вожу сам машину.

Также по теме
    Другие выпуски