Юристы искали, но не нашли хозяев автомойки и прачечной в ХХС

04/06/2012 - 21:26 (по МСК) Татьяна Арно, Павел Лобков
Подворью патриарха московского и всея Руси - это юридическое лицо всем известного Храма Христа Спасителя - предъявило иск Общество защиты прав потребителей. В храме отсутствуют ценники, нет кассовых аппаратов, не выдают чеков, а главное - не держат жалобных книг.
Иск подан от имени неопределенного круга потребителей, по сути. Это все те, кто ходит мимо свечных лавок и магазинов православной утвари, пользуются автомойкой и паркуются в стилобатной части Храма. Фактически на территории храма "действует бизнес-центр, предоставляющий потребителям широкий спектр коммерческих предложений" - говорится в жалобе.
Мы обсудили эту жалобу прихожан с председателем Общества защиты прав потребителей Михаилом Аншаковым.

Лобков: Что все-таки вас побудило?

Аншаков: К нам достаточно много поступало жалоб потребителей, которые не довольны качеством, например, ювелирных изделий, продаваемых в храме, не довольны тем, что им не выдается никаких документов, включая кассовых чеков на товары, не относящихся к списку предметов культа и религиозной литературы, а закон это обязывает делать.

Мы решили проверить – на самом деле что происходит в этом храме? Отправили своих специалистов для проведения этой проверки и удостоверились: в храме действует, я бы назвал его бизнес-центром, где оказываются самые разнообразные услуги потребителям. Там есть прачечная, химчистка, автомойка, автосервис, шиномонтаж, работает какое-то охранное предприятие, столовая, есть трапезная, банкетный зал, который сдается, кстати, стоит 450 тысяч рублей в сутки.

Лобков: Там же не сам храм, насколько я понимаю, называется «Фонд поддержки храма Христа Спасителя», то есть, это не церковь.

Аншаков: Там существует несколько организаций, там существует еще ООО «Мытный двор», этот «Фонд поддержки храма Христа Спасителя», и сама религиозная организация. Поскольку нарушения допускают все эти организации, мы решили…

Во-первых, какие нарушения, давайте расскажу. Претензия наша в данном иске на первом этапе касается деятельности именно этой религиозной организации «Подворье Патриарха Московского и всея Руси». При храме существует церковная лавка, не так далеко от алтаря есть определенная огороженная территория, где осуществляется торговля свечками, предметами культа, религиозной литературой, а также ширпотребом – швейными изделиями, фарфором, золотыми изделиями, посудой… Самые разнообразные товары. Торговля осуществляется без оформления каких либо документов, крупное висит объявление: «Церковные товары возврату и обмену не подлежат», что является грубейшим нарушением закона о защите прав потребителей.

Сами сотрудники, которые стоят за прилавком, не знают, в какой организации они работают, очень долго пытались выяснить наши проверяющие. У них нет никаких документов на товар - нет ценников, нет книги отзывов и предложений, нет уголка потребителей, нет кассового аппарата, а кассовые чеки обязаны выдаваться на все товары кроме религиозной литературы и предметов культа.

То есть, торговля осуществляется вообще без всяких документов.

Бенефициаром данной церковной лавки является вот это «Подворье Патриарха Московского и всея Руси» - религиозная организация.

Лобков: Это только в храме Христа Спасителя? Или в каждой церкви?

Аншаков: Церковные лавки есть практически в каждом храме.

Арно: Вы сейчас, когда подали иск, вы с кем-то из «Подворья» уже общались? Была какая-то реакция?

Аншаков: Мы не общались ни с кем. Более того, наши сотрудники пытались с кем либо пообщаться в храме, но их никуда не пустили, им не дали никаких документов, даже не могли четко назвать фамилию своего непосредственного начальника вот эти продавцы, или - к кому обращаться.

Лобков: Вам не кажется, что вас используют в какой-то политической игре?

Аншаков: Нас никто не использует, безусловно. Мы занимаемся своим делом, этот иск касается именно прав потребителей. Очевидно, на наш взгляд, что церковь нарушает законодательство о защите прав потребителя, осуществляя свою коммерческую деятельность.

А что касается самой коммерческой деятельности, ее этичности в храме, это уже вопрос не нашей компетенции.

Арно: Какие меры по закону должны быть приняты?

Аншаков: Суд, в случае удовлетворения нашего иска, обяжет в данном случае вот эту религиозную организацию соблюдать законодательство о защите прав потребителей. То есть, либо прекратить эту коммерческую деятельность, либо провести ее в соответствии с законом.

Арно: Как вы себе представляете кассовый аппарат в храме, например?

Аншаков: Что ж сделаешь… Тогда либо закон надо менять, либо нужно проводить свою деятельность в соответствии с законом.

Лобков: Там есть храм, но официально, я просто знаю позицию «Фонда поддержки храма Христа Спасителя», - то, что находится в стилобатной части внизу, все эти коммерческие заведения, они находятся на освещенной территории, они находятся в здании, в строении, и это все не церковь.

Аншаков: Этот вопрос касательно нашего иска уже имеет какое-то косвенное значение, иск наш касается прав потребителей, возможно, круг ответчиков будет расширен. На данном этапе у нас ответчиком является религиозная организация, но допускают нарушения и другие организации, как я сказал, храм Христа Спасителя, некая ООО «Мытный двор», находящаяся на территории храма и осуществляющая там коммерческую деятельность.

Мы попросим суд отправить запрос судебный и запросить соответствующие документы у ответчика, тогда будет понятно – кто там на самом деле находится, на каком основании – на законном, не на законном. И в конце концов мы примем решение – расширять круг ответчиков, либо оставить религиозную организацию. 

*По решению Минюста России «Крым.Реалии» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Также по теме
    Другие выпуски