Украина после Яценюка. Что изменит отставка премьер-министра

И кто может занять его кресло

Сегодня, 10 апреля, Арсений Яценюк заявил, что принял решение покинуть пост премьер-министра Украины. «Я принял решение сложить полномочия премьер-министра Украины»,   заявил он в эфире программы «10 минут с премьер министром», обнародованной на украинских телеканалах сегодня. 

10 апреля, Арсений Яценюк заявил, что принял решение покинуть пост премьер-министра Украины. «Я принял решение сложить полномочия премьер-министра Украины»,   заявил он в эфире программы «10 минут с премьер министром», обнародованной на украинских телеканалах сегодня. Яценюк объяснил, что его решение продиктовано несколькими причинами.  «Политический кризис в государстве вызван искусственно. Желание изменить одного человека ослепило политиков и парализовало их волю к реальным изменениям. Процесс смены правительства превратился в бездумный бег на месте. Авторы кризиса стали заложниками обстоятельств и сделали заложниками всех нас   правительство, общество, государство», — сказал Яценюк. Он добавил, что нельзя допустить дестабилизации исполнительной власти во время войны. Такая перспектива неизбежна, если после отставки не будет немедленно избрано новое правительство Украины. Также Яценюк поблагодарил всех, с кем работал.

 

Какой будет Украина без Яценюка, у кого какие шансы занять кресло премьера, и что это изменит? Дождь спросил у  политолога Владимира Фесенко и журналиста Валерия Калныша.

 

Мнение политолога Владимира Фесенко

Скажите, насколько эта новость была ожидаема?

В общем-то ожидаема, я бы не сказал, что она стала какой-то сенсацией. То, что переговоры о добровольной отставке Арсения Яценюка идут уже около двух месяцев знали все, кто более-менее интересуется украинской политикой. То, что они завершились сейчас, когда уже, судя по всему, есть и политическая, и почти юридическая готовность к созданию новой коалиции, собственно, это и стало предпосылкой для сегодняшнего заявления Арсения Петровича. Раз он официально заявил о своей отставке, это означает, что, судя по всему, уже в составе двух фракций, Блока Порошенко и Народного фронта, уже есть как минимум 226 депутатов, просто юридически об этом скажут скорее всего во вторник. А следовательно, две фракции могут создать обновленную парламентскую коалицию и сформировать новой правительство во главе с новым премьер-министром. Поэтому своей отставкой Яценюк открывает шлюзы, открывает юридическую возможность для замены главы правительства. Но и таким образом он подтвердил, что судя по всему, уже есть политическая готовность к обновлению и коалиции, и состава правительства.

Владимир, а сам Арсений Яценюк, вот он говорит, что видит свои задачи гораздо шире, сам он чем будет, предположительно, заниматься?

Во-первых, он останется лидером партии Народный фронт. Вот в этом заявлении есть такой достаточно прозрачный намек, что мы уступаем место во главе правительства Блоку Порошенко. Хотя, кстати, отмечу одну интересную деталь, Гройсман был выдвинут на пост председателя парламента фракцией Блока Порошенко, а теперь на пост премьера, но не является членом этой партии, вот такая интересная деталь. Я думаю, что он будет достаточно самостоятельным премьер-министром. Что касается самого Яценюка, то этот намек на то, что он может заниматься в том числе и подготовкой к выборам, означает, что уже теперь, будучи вне правительства, Яценюк будет заниматься развитием своей партии, в том числе подготовкой к возможным досрочным парламентским выборам. Парадокс нынешней ситуации заключается в том, что несмотря на возможную замену правительства и премьер-министра, что означает формальное завершение политического кризиса, тем не менее тема досрочных выборов, она остается, скажем так, на столе. Целый ряд политических сил попытаются сыграть в эту тему, если не сейчас, то ближе к концу года, может быть, в начале будущего года, поэтому подготовка к возможным досрочным выборам является актуальной, в том числе и для партии Яценюка. То есть он фактически дал понять, что он остается в игре, не уходит в некое политическое небытие.

Владимир, было много спекуляций на тему того, что Михаил Саакашвили может, в том числе, занять кресло Арсения Яценюка. Насколько это правдиво?

Нет, ну то, что эта кандидатура популярна у части украинского общества, это несомненно. Когда проводили в последние месяцы опросы общественного мнения, то среди кандидатов, которых хотели бы видеть во главе украинского правительства, называли и Михаила Саакашвили, и Юлию Тимошенко, но максимальный результат в таких опросах в качестве кандидата в премьеры, который получал Саакашвили, это 11%, то есть это явное меньшинство. В парламенте у него достаточной поддержки для выдвижения его кандидатуры, для ее поддержки большинством депутатов, такой поддержки не было. Более того, ведь в чем была сложность оформления новой коалиции? Надо было найти приемлемую кандидатуру и то же время сохранить некий работоспособный формат коалиции. В данном случае создают коалиции только две фракции, крупнейшие фракции парламента, Блок Порошенко и Народный фронт. Если бы выдвигали кандидатуру Саакашвили, то Народный фронт был бы категорически против, потому что у Яценюка с Саакашвили сложились очень конфликтные отношения, поэтому надо было выбирать компромиссную, приемлемую кандидатуру преемника Яценюка, вот такой кандидатурой стал Гройсман. Гройсман в общем-то такой достаточно компромиссный политик, и кстати, с неплохим реформаторским потенциалом, который он демонстрировал и будучи вице-премьером в первом правительстве Яценюка, и на посту мэра Винницы, но самое главное, за последние два года он проявил себя как компромиссная, договороспособная фигура. А Саакашвили, наоборот, многими воспринимается как конфликтный политик, поэтому в нынешнем парламенте большинства голосов за эту кандидатуру не было, и самое главное, это не позволило бы сохранить политический союз Блока Порошенко и Народного фронта.

Владимир, а вот из таких основательных изменений, что может поменяться на Украине в связи с уходом Яценюка?

Во-первых, отмечу, что сохранится, в чем будет преемственность политики. Три кита, три ключевые задачи, которые будет выполнять новое правительство во главе с Гройсманом, продолжая политику правительства Яценюка, — это европейская интеграция, как главный приоритет, несмотря на несколько разочаровывающие итоги референдума в Нидерландах, европейская интеграция, выполнение соглашений об ассоциации с Евросоюзом, остаются главным приоритетом; второй приоритет — возобновление и продолжение сотрудничества с Международным валютным фондом; третий приоритет — выполнение Минских соглашений, но при условии, что их будет выполнять и противоположная сторона, Россия и сепаратисты.

Что может измениться? Я думаю, коррективы будут. Во-первых, существенно обновится состав правительства, там будет много новых лиц, в том числе будут и технократы, может быть, несколько меньше станет иностранцев. По поводу одного из иностранцев, Ивана Миклоша, бывшего словацкого вице-премьера, который может стать министром финансов в правительстве Гройсмана, пока дискуссии продолжаются и еще не ясно, но правительство обновится. Коррективы самой политики скорее всего будут касаться большего внимания к социальным вопросам и необходимости обеспечения социальной стабильности в стране. Я думаю, что правительство Гройсмана будет стараться найти очень не простой баланс между выполнением требований Международного валютного фонда по бюджетной экономии, с одной стороны, а с другой стороны, необходимостью обеспечения хотя бы относительной социальной стабильности. Ну а второй важный приоритет, в чем будет коррекция, гораздо больше внимания будет уделяться тематике экономического роста, поиска точек роста, с помощью каких инструментов, в каких именно отраслях можно добиться максимально быстрого ускорения экономического развития и восстановления украинской экономики.

 

Мнение журналиста Валерия Калныша

Как вы считаете, эта отставка была ожидаема?

Абсолютно, более того, она должна была состояться, по идее, еще два месяца назад, 16 января. Поэтому сейчас это фактически зафиксировало то положение дел, к которому в Украине давно готовились, это было ожидаемо, и даже форма, скорее всего, никого не удивила, потому что премьер-министр, по-моему, последние несколько месяцев каждое воскресенье выступает с обращением к украинцам по центральным телеканалам, именно по средством таких десятиминуток, поэтому все ждали, что именно так и произойдет, это хороший инструмент, который Арсений Яценюк использовал, и в общем-то все уже привыкли к тому, что он говорит важные вещи по воскресеньям, а это, пожалуй, сейчас самая важная вещь.

Да, именно в воскресенье, вроде бы как выходной, и теперь завтра, в понедельник, всем выходить совсем с другим настроением на работу. Получается так?

Начнем с народных депутатов. Дело в том, что в Верховной Раде будет Согласительный совет, он всегда происходит по понедельникам, и на котором формируется повестка дня заседаний на пленарную неделю. Очевидно, что вторник, о котором говорит премьер, и в принципе все к этому готовились, тоже здесь большого секрета нет, будет днем больших перестановок в украинской власти. Помимо отставки Арсения Яценюка будет еще наверняка голосование за назначение Владимира Гройсмана действующего председателем Верховной Рады на пост премьер-министра. В связи с тем, что кресло спикера окажется вакантным, будут вноситься кандидатуры на пост председателя Верховной Рады, это скорее всего будет Андрей Парубий, нынешний первый замглавы украинского парламента. Произойдут перестановки в составе самого президиума, будет принята, естественно, отставка правительства в полном составе, поэтому вторник будет очень большим днем, когда будут меняться люди, менять структуры, Президент будет выступать с обращением, Президент будет вносить кандидатуру премьер-министра. Я думаю, за всю неделю, точнее, за эту неделю, следующую неделю, все, что принято называть парламентским кризисом, политическим кризисом в Украине, он хотя бы примет какие-то контролируемые уже форматы, и перестановки закончатся в течение 2-3 дней.

Валерий, известно ли уже сейчас, какая вообще реакция на такую новость у обычных граждан Украины?

Мне сложно говорить, дело в том, что я просто на улицу не выходил пока, во всяком случае я не могу сказать, как люди радуются, не радуются, выходят на Майдан, скорее всего, этого нет. Именно потому, что воскресенье, я подозреваю, что многие узнают об отставке премьер-министра из выпусков новостей, а не через 40-50 минут, сколько там прошло с момента его заявления. То, что касается политического класса, то да, в принципе все уже в курсе, все обсуждают. Но знаете, украинская специфика состоит в том, что не было такого человека, который бы.., наверное, кто более-менее занимается политикой, кто бы не хотел не хотел отставки Арсения Яценюка. Я вот теперь жду, когда его начнут жалеть, когда будут говорить о том, что мы не оценили, недооценили его вклад в реформирование Украины. Будет вот такой камбэк, люди будут находить хорошее в том, что делал Яценюк, это естественно, во всяком случае для нас, такая вот тенденция. Поэтому пока никаких ни акций поддержки, ни акций протеста в Киеве нет.

А что касается дальнейшей судьбы самого Яценюка, вот вы как ее видите?

Знаете, в этом обращении была одна фраза, которую еще, наверное, стоит трактовать, над которой стоит думать. Арсений Яценюк сказал, что теперь он видит свои полномочия гораздо шире, чем полномочия премьер-министра. Что это может значить? В Верховную Раду он не вернется. Украинское законодательство не предусматривает такого нюанса, как лидер политической силы может вернуться после сложения своих полномочий в кабинет министров, у него нет мандата депутата Верховной Рады, он лишается поста в правительстве, фактически он остается главой партии, при этом никак не представленный в органах власти. Такая ситуация, кстати, в свое время была и с Юлией Тимошенко. Поэтому скорее всего он займется, знаете, наверное, будет корректировать и контролировать деятельность своей политической силы. Потому что тут еще один нюанс такой, в Украине очень много есть информации о том, что есть своеобразный «союз семи» — это Президент Порошенко, председатель Верховной Рады, спикер, секретарь Совбеза, вот семь человек, которые кулуарно встречаются, вроде бы как бы в Администрации Президента, и обсуждают судьбы страны. Думаю, что Яценюк после того, как покинул пост премьер-министра, не покинет этот «союз семи», все-таки он будет влиять на украинскую политику, не имея какого-то представительства в органах власти. Возможно, он будет читать лекции и, возможно, за рубежом. Я думаю, что сейчас он немного отдохнет и после займется политической активностью, потому что рейтинг партии Народный фронт надо поднимать. И никто в принципе, наверное, не поручится за то, что осенью этого года в Украине не состоятся досрочные парламентские выборы, поэтому Яценюку к этому времени надо будет партию подвести во всеоружии.

 

 

Фото: РИА Новости

Также по теме
    Другие выпуски