"Вымпелком" и "МТС" обвинили в завышении цен на iPhone

12/10/2011 - 22:42 (по МСК) Татьяна Арно, Дмитрий Казнин
ФАС сегодня обвинила "Вымпелком" и "МТС" в ценовом сговоре при продаже iPhone.

Иванов: Грозит, по довольно жесткому российскому антимонопольному законодательству, штраф в размере от 1 до 15% от оборота. Собственно, такое наказание предусмотрено за политику, которая приводит к нарушению конкуренции, к картельным сговорам и так далее. Здесь ФАС видит картельный сговор. Признаки картельного сговора в том, что цены действительно совпадают абсолютно во многих точках. Компании, надо сказать, сегодня целый день формировали свою позицию по этому вопросу и, в конечном счете, сформировали. Состоит она в следующем. Например, компания МТС утверждает, что они повышали и понижали цены на iPhone в течение года и, вероятно, случайно сложилось, что цены одинаковые у них с «Вымпелкомом», их главным конкурентом. Но разве за это можно наказывать? Собственно говорят, если так посмотреть на проблему глубже, то на самом деле, действительно, во-первых, сложно будет доказать факт наличия сговора в данном случае. Антимонопольная служба, действительно, накладывала оборотные штрафы, накладывала их на нефтяников, которые, по мнению службы, выдерживали слишком высокие цены на бензин. Собственно, очень долго судилась. И в прошлом году начала выигрывать эти суды, и добивалась перечисления в бюджет миллиардных штрафов. Но вряд ли это произойдет в данном случае. И вообще, честно говоря, похоже на то, что Федеральная антимонопольная служба как раз в данном случае делает, что называется, хорошую мину при плохой игре. А дело в том, что ФАС сейчас проиграла гораздо более серьезное дело, но причем проиграла даже можно сказать, не ввязавшись по большому счету, в битву. Смотрите, какая история. У нас все тарифы сотовых компаний, плата за разговоры, она вычисляется с так называемой поминутной тарификацией. Соответственно, если вы проговорили минуту двадцать, вам насчитывают две минуты. Существуют альтернативный метод расчета тарифа с посекундной тарификацией. И вот ФАС пыталась в этом году насильно перевести сотовые компании на так называемую посекундную тарификацию, это сэкономило бы нам всем как пользователям, не зависимо оттого, что у нас за телефон, iPhone или все что угодно, я не знаю Nokia за 20 долларов. Довольно серьезные деньги. Как минимум 10% от счета. Экономили бы все мы.

Казнин: То есть, это потери сотовых операторов были бы?

Иванов: Конечно. И как считается, по поводу вот этой как раз инициативы ФАС, шла гигантская, что называется борьба бульдогов под ковром. То есть, лоббисты пытались торпедировать эту инициативу и они победили. Как сообщают сегодняшние СМИ, ФАС еще до решительной схватки, до судов, до чего угодно, отказалась от этой инициативы. Есть такой прием, когда…

Арно: И выступила с новой инициативой.

Иванов: И выступила с новой, чтобы, знаете, это поражение прошло, может быть, не столь замеченным, и чтобы создать видимость того, что, несмотря ни на что, ФАС продолжает бороться за права сотовых абонентов, хотя мы все понимаем, что права владельцев iPhone, даже ели они и нарушаются, это все затрагивает в России ничтожно малую долю абонентов. И честно говоря, еще не верится в то, что ФАС удастся добиться снижения цен по-настоящему на iPhone, или, может быть, iPad.

Арно: А там есть какая-то четкая цифра, насколько будет снижено? То есть, сейчас у нас стоит вроде от 30 тысяч рублей, в Америке iPhone стоит соответственно, переводя на наши деньги, 15 тысяч рублей.

Казнин: Любопытный момент. Если бы такая ситуация развивалась по-другому, и была бы конкуренция. Но вот до какой бы границы дошли в этой конкурентной борьбе «Вымпелком» и МТС? Насколько вообще возможно снизить нынешнюю цену…

Арно: iPhone?

Иванов: Как сказать, в принципе, говориться, что Apple никак не влияет на цену своих устройств в разных странах. Но все мы знаем, что это конечно не так и если вы хотите получить устройство Apple по нормальной цене, нужно договариваться с друзьями, чтобы они его вам привезли из Америки. Почему это происходит? Золоченные американские, которые здесь умельцы разлочат, по сути, копейки, в масштабах цены, позволит ему работать здесь в России. Надо сказать, что например, издание «Коммерсантъ» на своем сайте припоминает такой случай, что сразу несколько сетевых магазинов, торгующих электроникой, в прошлом году в рамках своих маркетинговых акций снизили цены на, кажется iPad, что вызвало серьезные трения с компанией Apple, потому что Apple дала понять, что она, в общем, хотела, чтобы цены были такими, какие они есть.

Казнин: Это слухи.

Иванов: Слухи, конечно. Понятно, что нет письма от Стива Джобса, который бы все вывесили. И на самом деле, если копать до конца, то придется упереться в компанию Apple и пытаться уже накладывать, наверное, штрафы на нее. Поскольку Apple действительно достаточно жестко контролирует свою маркетинговую политику в различных странах, в том числе и в России. Контролируется не только цена, но и дата выхода, например, устройства на рынок. Всем на рынке известен скандал между Apple и компанией «Связной». Компанию «Связной» отлучили (это второй вообще в стране продавец сотовых телефонов) от техники, от официальных поставок продукции Apple в Россию за то, что политика «Связного» пошла вразрез с маркетинговой политикой Apple. И те iPhone, которые продаются в «Связном», которые компания покупает, это в некотором роде серый импорт, поскольку она якобы, как говорят на рынке, ввозит их из других стран Восточной Европы.
Также по теме
    Другие выпуски