"Вымпелком" и "МТС" обвинили в завышении цен на iPhone

ФАС сегодня обвинила "Вымпелком" и "МТС" в ценовом сговоре при продаже iPhone.

Иванов: Грозит, по довольно жесткому российскому антимонопольному законодательству, штраф в размере от 1 до 15% от оборота. Собственно, такое наказание предусмотрено за политику, которая приводит к нарушению конкуренции, к картельным сговорам и так далее. Здесь ФАС видит картельный сговор. Признаки картельного сговора в том, что цены действительно совпадают абсолютно во многих точках. Компании, надо сказать, сегодня целый день формировали свою позицию по этому вопросу и, в конечном счете, сформировали. Состоит она в следующем. Например, компания МТС утверждает, что они повышали и понижали цены на iPhone в течение года и, вероятно, случайно сложилось, что цены одинаковые у них с «Вымпелкомом», их главным конкурентом. Но разве за это можно наказывать? Собственно говорят, если так посмотреть на проблему глубже, то на самом деле, действительно, во-первых, сложно будет доказать факт наличия сговора в данном случае. Антимонопольная служба, действительно, накладывала оборотные штрафы, накладывала их на нефтяников, которые, по мнению службы, выдерживали слишком высокие цены на бензин. Собственно, очень долго судилась. И в прошлом году начала выигрывать эти суды, и добивалась перечисления в бюджет миллиардных штрафов. Но вряд ли это произойдет в данном случае. И вообще, честно говоря, похоже на то, что Федеральная антимонопольная служба как раз в данном случае делает, что называется, хорошую мину при плохой игре. А дело в том, что ФАС сейчас проиграла гораздо более серьезное дело, но причем проиграла даже можно сказать, не ввязавшись по большому счету, в битву. Смотрите, какая история. У нас все тарифы сотовых компаний, плата за разговоры, она вычисляется с так называемой поминутной тарификацией. Соответственно, если вы проговорили минуту двадцать, вам насчитывают две минуты. Существуют альтернативный метод расчета тарифа с посекундной тарификацией. И вот ФАС пыталась в этом году насильно перевести сотовые компании на так называемую посекундную тарификацию, это сэкономило бы нам всем как пользователям, не зависимо оттого, что у нас за телефон, iPhone или все что угодно, я не знаю Nokia за 20 долларов. Довольно серьезные деньги. Как минимум 10% от счета. Экономили бы все мы.

Казнин: То есть, это потери сотовых операторов были бы?

Иванов: Конечно. И как считается, по поводу вот этой как раз инициативы ФАС, шла гигантская, что называется борьба бульдогов под ковром. То есть, лоббисты пытались торпедировать эту инициативу и они победили. Как сообщают сегодняшние СМИ, ФАС еще до решительной схватки, до судов, до чего угодно, отказалась от этой инициативы. Есть такой прием, когда…

Арно: И выступила с новой инициативой.

Иванов: И выступила с новой, чтобы, знаете, это поражение прошло, может быть, не столь замеченным, и чтобы создать видимость того, что, несмотря ни на что, ФАС продолжает бороться за права сотовых абонентов, хотя мы все понимаем, что права владельцев iPhone, даже ели они и нарушаются, это все затрагивает в России ничтожно малую долю абонентов. И честно говоря, еще не верится в то, что ФАС удастся добиться снижения цен по-настоящему на iPhone, или, может быть, iPad.

Арно: А там есть какая-то четкая цифра, насколько будет снижено? То есть, сейчас у нас стоит вроде от 30 тысяч рублей, в Америке iPhone стоит соответственно, переводя на наши деньги, 15 тысяч рублей.

Казнин: Любопытный момент. Если бы такая ситуация развивалась по-другому, и была бы конкуренция. Но вот до какой бы границы дошли в этой конкурентной борьбе «Вымпелком» и МТС? Насколько вообще возможно снизить нынешнюю цену…

Арно: iPhone?

Иванов: Как сказать, в принципе, говориться, что Apple никак не влияет на цену своих устройств в разных странах. Но все мы знаем, что это конечно не так и если вы хотите получить устройство Apple по нормальной цене, нужно договариваться с друзьями, чтобы они его вам привезли из Америки. Почему это происходит? Золоченные американские, которые здесь умельцы разлочат, по сути, копейки, в масштабах цены, позволит ему работать здесь в России. Надо сказать, что например, издание «Коммерсантъ» на своем сайте припоминает такой случай, что сразу несколько сетевых магазинов, торгующих электроникой, в прошлом году в рамках своих маркетинговых акций снизили цены на, кажется iPad, что вызвало серьезные трения с компанией Apple, потому что Apple дала понять, что она, в общем, хотела, чтобы цены были такими, какие они есть.

Казнин: Это слухи.

Иванов: Слухи, конечно. Понятно, что нет письма от Стива Джобса, который бы все вывесили. И на самом деле, если копать до конца, то придется упереться в компанию Apple и пытаться уже накладывать, наверное, штрафы на нее. Поскольку Apple действительно достаточно жестко контролирует свою маркетинговую политику в различных странах, в том числе и в России. Контролируется не только цена, но и дата выхода, например, устройства на рынок. Всем на рынке известен скандал между Apple и компанией «Связной». Компанию «Связной» отлучили (это второй вообще в стране продавец сотовых телефонов) от техники, от официальных поставок продукции Apple в Россию за то, что политика «Связного» пошла вразрез с маркетинговой политикой Apple. И те iPhone, которые продаются в «Связном», которые компания покупает, это в некотором роде серый импорт, поскольку она якобы, как говорят на рынке, ввозит их из других стран Восточной Европы.
Купить подписку
Комментарии (0)

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Другие выпуски

Читайте и смотрите новости Дождя там, где вам удобно
Нажав кнопку «Получать рассылку», я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера