Выборы во Франции: что не так с французскими избирателями?

23/04/2012 - 09:26 (по МСК) Лика Кремер
Сегодня во Франции проходят президентские выборы. Уже сейчас ясно, что все будет решаться во втором туре. В него должны выйти действующий президент Николя Саркози и глава партии социалистов Франсуа Олланд.

За третье место будут бороться лидер националистов Марин Ле Пен, дочь Жана-Мари Ле Пена, и кандидат от «Левого фронта» Жан-Люк Меланшон, которого можно сравнить с российским политиком Владимиром Жириновским. Всего кандидатов десять.

О том, чем французские выборы отличаются от российских, рассказала журналист Наталья Геворкян. 

Кремер: О том, чем французские выборы отличаются от российских, расскажет наша коллега Наталья Геворкян.

Геворкян: Это вопрос не честный, я вам сразу скажу, потому что анализировать все отличия французских, вообще, нормальных выборов от российских мне очень сложно. Давайте я вам лучше расскажу, какое впечатление у меня было, я обежала несколько пунктов голосования, которые, как и в России, вот это общее.

Давайте общее назову: и здесь, и в России обычно эти пункты голосования в школах, тут избирательные участки есть также и в локальных мэриях, в мэриях районов. Я посмотрела по своему району, я была на 4-х участках для голосования, все выглядит точно также, как в России – прозрачные урны, вы голосуете в отделенном помещении, то есть, это занавеска или кабина, но обычно сделано так, что вас даже и не видно, когда вы туда заходите, то есть, не открытая кабина – то, что я видела сегодня.

Никаких камер наблюдения, я, честно говоря, не видела, видимо, здесь их никогда и не было, никакой необходимости в этом нет.

Вы знаете, тут довольно сложно, и лучше бы не задавать людям вопроса: А вот как вы проголосовали? Они этого, правда, не любят, и, во всяком случае, в таком, достаточно консервативном районе, в котором я живу, этого не любят действительно.

Утром здесь, также как и в России, в основном пожилые люди и родители с маленькими детьми, очень мало молодежи.

Я хочу сразу сказать, что есть цифры явки на 12 часов дня по Парижу, это было чуть больше 28% - явка избирателей по стране; в 2007 году явка была в это же время - чуть больше 31%. И хочу заметить, что явка на выборы здесь стабильно снижается с каждыми выборами, и, собственно, 2007 год стал таким исключением, потому что тогда явка составляла 85%.

Кремер: Я тоже слышала точку зрения, что основная проблема, с которой предстоит бороться кандидатам – это равнодушие французов, вы согласны с этой точкой зрения?

Геворкян: Я согласна, потому что разочарование людей в 2-х основных кандидатах может снизить явку их избирателей, и в этом случае – избиратели Меланшона и Ле Пена могут выйти неожиданным рывком, кто-то из них может выйти во 2-й тур, вот, собственно, почему.

Я вам хочу сказать, что вообще традиция в этой стране такая: в 1-м туре кандидаты борются за свой традиционный основной электорат, то есть – правые борются за правых, левые борются за левых. А во 2-м туре они стараются как бы «раздербанить», привлечь на свою сторону вот этот вот неопределившийся центристский электорат.

Здесь наблюдатели считают, что если все правые, вместе взятые, наберут в 1-м туре на 2-3 пункта больше, чем левые, то есть, условно: Саркози, Ле Пен и Байру наберут на 2-3 пункта больше, чем все левые вместе взятые, то есть, все остальные, в общем, считается, то тогда у них есть шанс во 2-м туре. Что, в общем, и не обязательно правда, и не обязательно, и скорее всего – не весь электорат Марин Ле Пен будет голосовать за Саркози.

Я просто хотела сказать, что меня удивило в этих разговорах сегодня – пожилая женщина в консервативном районе, она мне сказала, что в прошлый раз она голосовала за Саркози, в этот раз не будет, потому что ей не нравятся его манеры. Я хочу сказать, что Франция – довольно постмодернистская страна, и эмоциональное очень часто преобладает над рациональным, и то, как выглядит и ведет себя кандидат, и как заявил себя Саркози по стилю управления, может оказаться довольно важным для многих, кто сделает выбор в данном случае не в его пользу.

Молодые все, вот это любопытно, все дети моих друзей почти, и сегодня один молодой человек, который пришел 1-й раз голосовать, я с ним говорила, он за «Зеленых», и он легко мне сказал; они за экологических кандидатов, который, честно говоря, не рискует набрать даже 5%, я думаю, на этих выборах. А вот молодая женщина с ребенком меня удивила, она сказала: Вы знаете, что? Я зарегистрировалась кандидатом, и в последний момент решила, что я не буду голосовать, уже зарегистрировавшись – не буду голосовать. Вы знаете, потом я почитала все эти опросы общественного мнения, и у меня сложилось впечатление, что за меня уже выбрали кого-то. И я решила, все-таки, придти и проголосовать.

Значит, давайте смотреть: в итоге, вместе с теми, кто зарегистрировался, решил не голосовать и не определился, таких людей в общей сложности порядка 40%. Поэтому правы сегодня наблюдатели, которые считают, что любые неожиданности возможны.

И давайте я еще вам скажу одну вещь, которая любопытна: если выиграет Олланд, если победят левые, это будет первый социалистический президент после 95-го года.

Если победит, я имею ввиду по окончательным результатам выборов, если проиграет Саркози, то станет вторым в истории Франции президентом, который проиграл 2-й тур. Все обычно выигрывали. Первый был Валери Жискар д’Эстен в 81-м году.

Еще одна цифра, которая меня удивляет, которая тоже может повлиять: 60% тех, кто голосует за Олланда, голосуют за него только потому, что им не нравится Саркози.

В общем, короче говоря, если проанализировать всю эту социологию, то я бы, честно, не взялась никак предсказать итоги 1-го тура.  

Также по теме
    Другие выпуски