Всеволод Чаплин о чувствах верующих: свобода должна быть ограничена моралью, это аксиома

23/01/2013 - 17:04 (по МСК) Мария Макеева

Совет по правам человека высказался против законопроекта Госдумы, вводящего уголовную ответственность за оскорбление религиозных чувств. 

Проект закона был подготовлен еще в сентябре 2012 года депутатами Железняком, Воробьевым, Жириновским, Левичевым и Мизулиной. Но в ноябре президент  Путин одернул думцев, заявив, что торопиться  не нужно. После этого к изучению законопроекта подключился  Совет по правам человека. Сегодня в администрации президента подвели итоги этой работы. Так, совет выступил категорически против: эксперты считают, что слово «чувство» нельзя употреблять в правовом поле. За уголовное преследование выступили члены ЛДПР Владимир Жириновский, Ярослав Нилов, а также президент федерации еврейских общин России Александр Борода. Позиция Церкви тоже скорее «за», но с оговорками. 


Владимир Легойда, глава Синодального информотдела РПЦ: Мне кажется, что та норма, которая существует сегодня в административном кодексе, она может превратить целый ряд актов, с которыми мы уже столкнулись в нашей жизни, просто в такое недорогое платное развлечение. Поэтому, мне кажется, необходимо двигаться в направлении изменения этого в сторону уголовной ответственности. Но это не означает, что непременно нужно сажать и так далее. Речь идет о том, что должна быть внятная, четкая ответственность, которая защищает, как сегодня говорили, конституционное право.

Всеволод Чаплин, протоирей: Очевидно, что категория морали присутствует в праве, в том числе присутствует во всеобщей Декларации прав человека, во всем корпусе международного права и весь корпус международного права говорит о том, что соображения морали – это одно из оснований, которое ограничивает свободу. Свобода должна иметь нравственные рамки. Можно, конечно, много спорить относительно норм нравственности, но те нормы, которые приняты большинством конкретного народа, бесспорно, должны быть рамками, ограничивающими свободу. Это правовая аксиома.

Николай Сванидзе, член ПСПЧ: И если мы судим неизвестно за что, шепот, робкое дыхание, что-то неподдающееся формулировке, то тогда можно осудить кого угодно за что угодно. Вот в этом опасность большая, а потому законопроект юридически, прежде всего, неадекватен. Я даже не говорю «морально», он неадекватен юридически. Там есть формулировки, которые не имеют права на юридическое существование, они не поддаются определению.
Также по теме
    Другие выпуски