Всегда найдется, куда потратить шесть триллионов рублей. Деньги резервного фонда отправят на финансирование указов Путина

16/04/2014 - 21:37 (по МСК) Павел Лобков, Юлия Таратута

Минэкономразвития подготовило прогноз, в котором предлагается израсходовать все средства из суверенных фондов России, чтобы обеспечить исполнение указов, подписанных президентом Владимиром Путиным после инаугурации в 2012 году.

Так называемые «майские указы» Владимира Путина – 11 распоряжений, определяющие план социально‑экономического развития страны. В декабре 2013 года в своем Послании Федеральному собранию Путин напомнил чиновникам, что изменение экономической конъюнктуры – не повод говорить о том, что у страны нет средств на реализацию указов.

Так есть деньги или нет, и что означает желание пустить деньги из резервных фондов в оборот – обсудили это со старшим экономистом Института энергетики и финансов Антоном Табахом, он был с нами на связи по скайпу.

Таратута: Ответьте на наш вопрос, что все это значит?

Табах: Процесс этот многоплановый, и значит это разное. Вопрос, есть ли деньги или их нет, скорее, они есть  за исключением тех трех миллиардов долларов, которые были одолжены Украине и висят на балансе Фонда национального благосостояния. Что касается денег на реализацию майских указов, то есть некая проблема. В основном расходы, предусмотренные из майских указов, идут из региональных и муниципальных бюджетов. При это Фонд национального благосостояния принадлежит федеральному правительству, поэтому, в принципе, потратить любую сумму несложно, даже если речь идет о 6 трлн. рублей. Понятно, что это ограничено законодательством, понятно, что есть  разнообразные правила, но если кто-то очень хочет, то ничто не помешает. Проблема – как эти деньги переведут региональным бюджетом,  в какой пропорции они будут распределены и на каких основаниях, и как это будет сделано. Плюс к тому, реализация майских указов достаточно обтекаемая цель реализации. Желающих много. Например, уже объявлено, что деньги из ФНБ могут быть использованы на поднятие крымской инфраструктуры. Об этом говорили, официально ничего нет, но могут изменить. Наконец, есть идеи устройства баз на луне и развития космических программ. Так что на эти 6 трлн. претендентов много.

Лобков: Но дело в том, что майские указы изначально, со времен предвыборной кампании Владимира Путина, рассматривались как священный грааль третьего срока. С другой стороны, был момент, когда не очень серьезно стали к этому относиться и  даже в речах чиновников проскальзывало такое, что где-то нужно будет урезать исполнение, особенно в части социальных трат, что, может быть, будут направлены деньги и на  мега-проекты, связанные с построением высокоскоростных магистралей, кольцевой дороги. Так или иначе, свою священность, краеугольность майские указы потеряли. Что может значить нынешний возврат к этому статусу? Хотя с того момента денег в бюджете, как вы сами заметили, не прибавилось, и прогноз – 0% рост ВВП?

Табах: Для региональных бюджетов прогноз еще худший, потому что налоговые поступления регионов более зависимые от экономического цикла, в отличие от федеральных, которые больше зависимы от доходов от экспорта. Священность указов зависит от отношения на самом верху, в принципе, ничего страшного, это абсолютно логично, в период кризиса подымать социальные расходы. Вопрос  что нельзя делать все одновременно. Нельзя одновременно подымать социальные расходы, тратить  заначку, заниматься мега-проектами – нельзя делать все сразу. И плюс к тому, нельзя одной рукой раздавать федеральные деньги, и то не раздавать, а, скорее, обещать, и при этом душить региональные бюджеты  с точки зрения налогов, потому что налоговые поступления регионов практически не растут. Более того, падают существенные части из них. Поэтому тут ситуация такая, что куда ни кинь, всюду клин. Можно попытаться повысить налоги или передать регионам больше налоговой базы, но по разным причинам этого не хотят. Можно ввести какую-то формулу разделения, но тогда, как показывает опыт  2008-2009 годов, в этой борьбе за федеральные бюджетные кредиты и федеральные дотации побеждает не тот, кому это больше нужно, а у кого больше лоббистских возможностей. И проблему это если решит, то ненадолго. А заначка уже исчезнет.

Таратута: Общий вопрос о нашем будущем и о том, как руководство России его описывает и оценивает. У нас вчера был в студии Михаил Дмитриев, с которым мы обсуждали эту тему. Как вам кажется, у нас были экономические проблемы, мы на пороге каких-то трагических экономических перемен и санкции и политическая ситуация – это извинения и подарок российскому руководству, которое все теперь на это спишет, или наоборот, политические риски только сейчас выросли, и это сильно отражается на экономике и портит ситуацию.

Табах: Скорее всего, санкции в том виде, в каком они предложены, введены, серьезного эффекта не окажут. Но общую атмосферу спада и проблем, когда при цене на нефть за 100 долларов за баррель региональные бюджеты находятся в очень плохом положении, у федерального бюджета ситуация не настолько плоха в основном из-за девальвации, потому что чем слабее рубль, тем больше денег у федерального бюджета в силу его зависимости от экспортных пошлин и сборов от экспортных отраслей. Поэтому, скорее всего, исполнение федерального бюджета будет не самое плохое, и ресурсы помимо ФНБ будут. Надо понимать, что Минэкономики достаточно регулярно призывает на что-нибудь потратить Фонд национального благосостояния. Почти в любой стране Минэкономики или его аналог ратует за траты, промышленную политику, инфраструктурные расходы,  а Минфин сидит, как Кащей на злате. Поэтому надо послушать, что скажет господин Силуанов. Я не думаю, что нас ждет что-то катастрофическое. Но общая ситуация большого оптимизма не вызывает.

Фото пресс-службы Президента России

Другие выпуски