Весна. Дождь. Обновление

Подписка на полгода за 1800 ₽ 2880 ₽

Оформить сейчас
До конца акции осталось:
06
дней
12
часов
08
минут

Врач-психолог о рисунке Путина: хвост кошки - фаллический символ, так рисуют одинокие люди, претендующие на оригинальность

Здесь и сейчас
2 сентября 2013
59 827
40
Поделиться  
Слушать  
Другие выпуски
Отключить рекламу
Сообщить об ошибке

Отключение видеорекламы на месяц

В опцию входит:

  • отключение рекламы во всех архивных роликах перед проигрыванием, во время постановки на паузу и после проигрывания ролика
  • отключение дополнительных рекламных роликов в прямом эфире, за исключением эфирной рекламы

Опция позволит вам смотреть прямой эфир и архивные ролики на сайте, в мобильных приложениях, SmartTV-телевизорах, через приставки и другие устройства без рекламных вставок.

Если при просмотре видео у вас возникли проблемы, пожалуйста, укажите их

Другой вариант
Если не Путин, то кошка. Вид сзади. Владимир Путин сегодня занялся изобразительным искусством и нарисовал котика. Заняться рисованием президент внезапно решил в школе номер 7 в Кургане, куда пришел, чтобы поздравить учеников с днем знаний.

В кабинете информатики главу государства крайне заинтересовала интерактивная доска: учительница рассказала, что на ней можно писать не только специальной ручкой, но и просто пальцем. Путин немедленно подошел к доске и нарисовал несколько странную фигуру. «Это вам на память», — сказал президент, повернувшись к ученикам, и направился к выходу. «Что это?» — спросил один из сидевших в классе школьников. Путин, находившийся уже в дверях, повернулся и сообщил с улыбкой: «Это кошка. Вид сзади».

Это не первый рисунок Владимира Путина, известный миру. Предыдущая работа называлась «Узор на заиндевевшем окне». Нарисовал он ее для благотворительного аукциона в помощь больным детям. И тогда картина в украинском стиле ушла с молотка за 37 миллионов рублей.

Борис Суворов, психолог, директор психологического центра «Семь птиц» был у нас в студии.

Кремер: Что это на ваш психологический взгляд обозначает? Кто бы мог сделать такую картину, человек с каким характером?

Казнин: Вы кошку узнали бы в этой картине?

Суворов: Узнал бы. Существует такая вещь, как проективные рисуночные методики. Это более полувека существующее направление в психологии, очень интересное и перспективное. В частности, существует такая проективная методика, которая так и называется «рисунок несуществующего животного», когда испытуемого просят на чистом листе бумаги нарисовать некое придуманное животное. На основании этого делают некоторые выводы. Это не совсем то, потому что в данном случае существующее животное изображено, но это все равно проективная рисуночная методика, но это недостаточный материал, чтобы делать однозначные выводы.

Кремер: Если бы вы не знали, кто это нарисовал, а это бы был ваш испытуемый?

Суворов: По этому материалу можно предположительно говорить, что первое, что бросается в глаза – очень необычная поза, ракурс. Тут возможно несколько интерпретаций. Во-первых, можно говорить о том, что это человек, который не склонен к контакту с людьми, избегает этого, нелюдимый, замкнутый, одинокий, не любит большие скопления людей. Второе – это некие претензии на оригинальность, вычурность, необычность, но именно претензия: у человека на самом деле нет каких-то креативных способностей выдающихся, но он хочет продемонстрировать нечто необычное, нестандартное, оригинальный подход. Третье – явное несоответствие пропорций, это может говорить о том, что человек живет в голове. Он не очень в контакте со своей эмоциональной сферой и телом и телесными потребностями. Он больше в интеллекте. Еще деталь, которая бросается в глаза – это хвост. В проективной методике несуществующих животных хвост может выполнять разные функции, в зависимости от того, как он нарисован. Так, как он изображен здесь, явно прослеживается некий фаллический символ.

Кремер: То есть это не только мне показалось.

Суворов: Строго вертикально изображен в виде палки. Он не мохнатый, не пушистый, не завивается. Это типично все-таки для фаллического символа. Если испытуемый такое рисует, это характерно для людей, которые не очень уверены в своей мужественности или не очень себя в этом плане ощущают.

Кремер: То есть сексуально закомплексованные?

Суворов: Необязательно сексуально, это ненапрямую сексуальность, но с мужественностью стоит подозревать некие проблемы.

Казнин: Можно я поспорю с вами? Я не психолог, но имею некое отношение к рисованию. Насколько  знаю, люди, когда рисуют кошку, не имеющие рисовать, всегда ее рисуют со спины просто потому, что морду кота нарисовать очень сложно.

Кремер: Позволь мне не согласиться. Я как человек, не умеющий рисовать, рисую кошку нормально.

Суворов: В свое время это была тема моей дипломной работы – проективные рисуночные методики, и у меня было много испытуемых. Каждый испытуемый начинал с того, что говорил, что не умеет рисовать. Как раз все эти методики построены на том, что все не умеют рисовать, но все не умеют по-разному. Все умеют одинаково. Поэтому эти методики нельзя давать профессиональным художникам, потому что они знают как правильно и выдают то, чему их научили.

Кремер: Я дам вам следующую картину, а сама пока нарисую кошку.

Казнин: Тут нет ни животных, ни людей. Это «Узор на заиндевевшем окне». По узорам можно что-то говорить?

Суворов: Довольно сложно, потому что это абстрактный рисунок. Тут легко приписать то, чего тут нет. Единственное, что тут интересно – это разделение окна на 4 части. Это проведение неких границ. Внутри психики у человека четко разделены сферы, и он никогда не путает одно с другим. Здесь я себя веду так, а здесь – вот так.

Кремер: Еще один рисунок.

Казнин: Это тоже можно назвать кошкой.

Суворов: Тут, конечно, в отличие от предыдущих рисунков сильная эмоциональная заряженность. Первое, что бросается в глаза – ярко-красный фон. Это сильные эмоции. Это либо гнев, либо агрессия, и он большую часть рисунка занимает. Сверху нарисованы милые зеленые деревца, которые призваны эту агрессию замаскировать, она ненастолько предъявлена в поведении, но внутри ее очень много. Сам кот в движении, это тоже очень эмоционально заряжено, но тут я бы скорее думал про страх, потому что он, скорее, убегает, чем атакует. И большие глаза – тоже свидетельство страха.

Кремер: Это была картина моего коллеги Дмитрия Казнина. Последний рисунок мой.

Суворов: Первое, что бросается в глаза – размеры. По сравнению с листом бумаги очень много места занимает. Это говорит о том, что человек стремится занять больше места в пространстве, больше себя предъявить и привлечь к себе внимание. Особенно это связано с тем, что крупная морда нарисована.

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Джейн Фонда: третий акт жизни
Боно: Хорошие новости о бедности (действительно хорошие)
Аполло Роббинс: Искусство отвлекать внимание
Джил Боулт Тейлор: Удивительный удар прозрения
Советы для свиданий от Шекспира — Энтони Джон Питерс
Трудности закаляют характер — Стивен Клаунч
Элон Маск. Человек, создавший Tesla, SpaceX, SolarCity...
Марк Ронсон: Как семплирование преобразило музыку
Описание кибер-войны… в надежде предотвратить её — Даниэл Гэрри
Сможете решить известную задачу про мост?
Решите ли вы знаменитую задачу о шляпе заключённого? — Алекс Гендлер
Порох: от праздника до войны
Откуда взялось золото? — Дэвид Ланни
Три совета по обретению уверенности в себе
Есть ли у животных язык? — Мишель Бишоп
Как рождаются воспоминания и как мы их теряем — Кэтрин Янг
Джошуа Фор: Трюки памяти, на которые способен каждый
Эстер Перель: Секрет поддержания страсти в длительных отношениях
Рассел Фостер: Почему мы спим?
Джейми Оливер: Обучить каждого ребенка тому, что такое еда
Стивен Хокинг: Задавая вопросы о вселенной
Келли МакГонигал: Как превратить стресс в друга?
Моника Левински: Цена позора
Памела Мейер: Как распознать лжеца
Мэйсун Зайид: У меня 99 проблем... и церебральный паралич лишь одна из них
Джулиан Ассанж. Зачем миру WikiLeaks
Если бы мы обладали сверхспособностями: Бессмертие — Джой Лин
Ген рака, который есть у всех — Михаэль Виндельшпехт
Билл Гейтс о том, как мы можем менять вещи вокруг нас
Эндрю Соломон: Депрессия — наша общая тайна
Бенджамин Цандер: Сила классической музыки
Йоханн Хари: Всё, что вы знаете о наркозависимости, неправильно
Адора Свитак: Чему взрослые могут научиться у детей
Шон Ачор: Как счастье может помочь нам работать лучше?
Что придаёт ценность долларовой банкноте? — Дуг Левинсон
Омерзительный и смертоносный комар — Роуз Эвелет
Как сахар влияет на головной мозг — Николь Авина
Как простые идеи приводят к научным открытиям
Неожиданная математика на картине Ван Гога «Звёздная ночь» — Наталья Сент-Клер
Что делает татуировки долговременными? — Клаудия Агирре
Хелен Фишер: Почему мы любим и изменяем
Почему мы плачем? Три типа слёз — Алекс Гендлер
Арианна Хаффингтон: Как стать успешным? Высыпайтесь!
Что такое «Всемирная паутина»? — Твила Камп
Дэн Паллотта: Мы в корне неправильно думаем о благотворительности!
Аманда Палмер: Искусство просить
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Самое важное
Сталинская конституция, бесправные избиратели и бесконечные аплодисменты. Юрий Шевчук в документальном цикле к 110-летию первой Думы. Третья серия
Имеет ли власть право на секс? Премьера шоу #ВечерняяХиллари
Народное вече в Новгороде: как Москва боролась с одним из древнейших парламентов Европы. Премьера: Юрий Шевчук в документальном цикле к 110-летию первой Думы. Вторая серия
Как академик Сахаров ломал советскую систему. Юрий Шевчук в документальном цикле к 110-летию первой Думы. Четвертая серия
Как под дулом револьвера появился российский парламент. Премьера: Юрий Шевчук в документальном цикле «Свобода по-русски». Первая серия
Собчак идет на праймериз, Хирург штурмует Европу. И что случается с теми чеченцами, которые бросают вызов Кадырову
Первое интервью Рамазана Джалалдинова, бросившего вызов всесильному Кадырову. «Меня ищут в Кизляре и Махачкале»
Вторая попытка Путина, Шустера, НОДа и сотая попытка оппозиции. Итоги недели с Михаилом Фишманом
Ксения Собчак работает над предвыборным образом. «Я вас всех удушу материнской любовью»
Андрей Лошак о самых невероятных героях-одиночках. Выкупить пакистанских рабов, оперировать в Южном Судане и придумать новую Руанду
Подписка на Дождь бесплатно. Наш партнер Рокетбанк готов оплатить подписку за вас
Алла Вербер: самое страшное — признаться самой себе в ужасном диагнозе. Фэшн-директор ЦУМа о том, как справилась с раком и не потеряла любовь к моде
Кашин и народная диктатура. Офшоры виолончелиста, георгиевская зеленка, превращения диссидентов и Путин на космодроме
Джейн Фонда о том, как жить на полную и не бояться стареть
Величайший карманник в мире показывает, как ловко отвлекать внимание. В конце выступления вы тоже окажетесь обманутыми
Почему ради Пасхи власти готовы отменить Первомай. Дмитрий Быков о том, как мы остались без праздника труда
«Лучше 15 человек в Думе, чем 200 тысяч на улице». Дмитрий Гудков о том, боится ли власть повторения Болотной и ждать ли фальсификаций
Легализация непадших женщин, паника в верхах и силовое спасение истории зеленкой. Белковский и Невзоров на пути от конспирологии к астрологии
Все в Россию: как мы стали одной из самых посещаемых стран в мире. Первый вице-президент туроператоров России о последних трендах внутреннего и зарубежного туризма
Леонид Парфенов: когда навязывают одно мнение, нужно напоминать, что богатство в разнообразии. О своей трилогии «Русские евреи», давлении на РБК и закрытии семейного ресторана
День Дождения. Выступление «Мумий Тролль» в Stadium Live
Почему России нужно брать пример с Саудовской Аравии. Кирилл Рогов о планах Кудрина, «Роснефти» и правительства
Зачем Билл Клинтон просил баллотироваться Дональда Трампа. И за кого голосуют Брайтон-Бич и Силиконовая долина
Почему мы до сих пор страдаем от крепостного права? Объясняет Александр Аузан. И как так вышло, что мы платим больше налогов, чем американцы и европейцы