Врач-психолог о рисунке Путина: хвост кошки - фаллический символ, так рисуют одинокие люди, претендующие на оригинальность

02/09/2013 - 22:04 (по МСК) Дмитрий Казнин, Лика Кремер
Если не Путин, то кошка. Вид сзади. Владимир Путин сегодня занялся изобразительным искусством и нарисовал котика. Заняться рисованием президент внезапно решил в школе номер 7 в Кургане, куда пришел, чтобы поздравить учеников с днем знаний.

В кабинете информатики главу государства крайне заинтересовала интерактивная доска: учительница рассказала, что на ней можно писать не только специальной ручкой, но и просто пальцем. Путин немедленно подошел к доске и нарисовал несколько странную фигуру. «Это вам на память», — сказал президент, повернувшись к ученикам, и направился к выходу. «Что это?» — спросил один из сидевших в классе школьников. Путин, находившийся уже в дверях, повернулся и сообщил с улыбкой: «Это кошка. Вид сзади».

Это не первый рисунок Владимира Путина, известный миру. Предыдущая работа называлась «Узор на заиндевевшем окне». Нарисовал он ее для благотворительного аукциона в помощь больным детям. И тогда картина в украинском стиле ушла с молотка за 37 миллионов рублей.

Борис Суворов, психолог, директор психологического центра «Семь птиц» был у нас в студии.

Кремер: Что это на ваш психологический взгляд обозначает? Кто бы мог сделать такую картину, человек с каким характером?

Казнин: Вы кошку узнали бы в этой картине?

Суворов: Узнал бы. Существует такая вещь, как проективные рисуночные методики. Это более полувека существующее направление в психологии, очень интересное и перспективное. В частности, существует такая проективная методика, которая так и называется «рисунок несуществующего животного», когда испытуемого просят на чистом листе бумаги нарисовать некое придуманное животное. На основании этого делают некоторые выводы. Это не совсем то, потому что в данном случае существующее животное изображено, но это все равно проективная рисуночная методика, но это недостаточный материал, чтобы делать однозначные выводы.

Кремер: Если бы вы не знали, кто это нарисовал, а это бы был ваш испытуемый?

Суворов: По этому материалу можно предположительно говорить, что первое, что бросается в глаза – очень необычная поза, ракурс. Тут возможно несколько интерпретаций. Во-первых, можно говорить о том, что это человек, который не склонен к контакту с людьми, избегает этого, нелюдимый, замкнутый, одинокий, не любит большие скопления людей. Второе – это некие претензии на оригинальность, вычурность, необычность, но именно претензия: у человека на самом деле нет каких-то креативных способностей выдающихся, но он хочет продемонстрировать нечто необычное, нестандартное, оригинальный подход. Третье – явное несоответствие пропорций, это может говорить о том, что человек живет в голове. Он не очень в контакте со своей эмоциональной сферой и телом и телесными потребностями. Он больше в интеллекте. Еще деталь, которая бросается в глаза – это хвост. В проективной методике несуществующих животных хвост может выполнять разные функции, в зависимости от того, как он нарисован. Так, как он изображен здесь, явно прослеживается некий фаллический символ.

Кремер: То есть это не только мне показалось.

Суворов: Строго вертикально изображен в виде палки. Он не мохнатый, не пушистый, не завивается. Это типично все-таки для фаллического символа. Если испытуемый такое рисует, это характерно для людей, которые не очень уверены в своей мужественности или не очень себя в этом плане ощущают.

Кремер: То есть сексуально закомплексованные?

Суворов: Необязательно сексуально, это ненапрямую сексуальность, но с мужественностью стоит подозревать некие проблемы.

Казнин: Можно я поспорю с вами? Я не психолог, но имею некое отношение к рисованию. Насколько  знаю, люди, когда рисуют кошку, не имеющие рисовать, всегда ее рисуют со спины просто потому, что морду кота нарисовать очень сложно.

Кремер: Позволь мне не согласиться. Я как человек, не умеющий рисовать, рисую кошку нормально.

Суворов: В свое время это была тема моей дипломной работы – проективные рисуночные методики, и у меня было много испытуемых. Каждый испытуемый начинал с того, что говорил, что не умеет рисовать. Как раз все эти методики построены на том, что все не умеют рисовать, но все не умеют по-разному. Все умеют одинаково. Поэтому эти методики нельзя давать профессиональным художникам, потому что они знают как правильно и выдают то, чему их научили.

Кремер: Я дам вам следующую картину, а сама пока нарисую кошку.

Казнин: Тут нет ни животных, ни людей. Это «Узор на заиндевевшем окне». По узорам можно что-то говорить?

Суворов: Довольно сложно, потому что это абстрактный рисунок. Тут легко приписать то, чего тут нет. Единственное, что тут интересно – это разделение окна на 4 части. Это проведение неких границ. Внутри психики у человека четко разделены сферы, и он никогда не путает одно с другим. Здесь я себя веду так, а здесь – вот так.

Кремер: Еще один рисунок.

Казнин: Это тоже можно назвать кошкой.

Суворов: Тут, конечно, в отличие от предыдущих рисунков сильная эмоциональная заряженность. Первое, что бросается в глаза – ярко-красный фон. Это сильные эмоции. Это либо гнев, либо агрессия, и он большую часть рисунка занимает. Сверху нарисованы милые зеленые деревца, которые призваны эту агрессию замаскировать, она ненастолько предъявлена в поведении, но внутри ее очень много. Сам кот в движении, это тоже очень эмоционально заряжено, но тут я бы скорее думал про страх, потому что он, скорее, убегает, чем атакует. И большие глаза – тоже свидетельство страха.

Кремер: Это была картина моего коллеги Дмитрия Казнина. Последний рисунок мой.

Суворов: Первое, что бросается в глаза – размеры. По сравнению с листом бумаги очень много места занимает. Это говорит о том, что человек стремится занять больше места в пространстве, больше себя предъявить и привлечь к себе внимание. Особенно это связано с тем, что крупная морда нарисована.

Другие выпуски